ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАТИК-АНАЛИТИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Раздел: Научные исследования в педагогике
Журнал: Подготовка будущих учителей
3 января 2010 г.
Авторы: Коровина Юлия Викторовна
Ю. В. Коровина
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАТИК-АНАЛИТИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Общество на современном этапе развития переживает информационную революцию, обусловленную возрастанием роли информации во всех его сферах, что приводит к пересмотру базового понятия «информация» и наполнению его новыми смыслами. Информатизация общества нашла свое отражение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании.
В современном образовательном учреждении (ОУ), осуществляющем личностно-ориентированное и развивающее обучение, его мониторинг и диагностику, поток информации между участниками и организаторами образовательного процесса многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогическим коллективом, а особенно перед администрацией ОУ встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации.
Информатизация ОУ имеет два направления:
- внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения;
- информатизация системы управления ОУ.
В рамках первого направления актуальными задачами на сегодняшний день являются:
- совершенствование и наполнение информационного пространства школы учебным информационным материалом, в качестве дидактических средств моделирования различных учебных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;
- систематизация и логическое упорядочивания содержания образования, тренинг и контроль знаний;
- переработка имеющегося учебного и методического материала в электронную форму и создание информационных баз данных;
- организация работы факультативов, кружков, проведение компьютерных олимпиад, конкурсов, фестивалей.
Информатизация системы управления образованием ОУ предполагает внедрение информационных технологий, связанное с процессами сбора и анализа информации для учебно-воспитательной, учебно-методической, а также административно-хозяйственной деятельности, планированием и организацией делопроизводства, что позволит осуществить системный подход в управлении ОУ.
Использование современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации обеспечит:
- структурированность информации;
- автоматизацию документооборота в части аналитических справок, отчетов;
- накапливание и постоянное обновление информации, необходимой для решения задач процесса обучения, воспитания и управления.
Следовательно, в современном ОУ необходим специалист, подготовленный к решению следующих профессиональных задач:
- внедрению методов информатики в предметные области педагогики;
- развитию возможностей и адаптации информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла:
2.1 создание информационно-логических моделей объектов, разработка нового программного и информационного обеспечения для поддержки учебного процесса и управления ОУ;
2.2 стыковка информационных систем из разных предметных областей в связи с появляющимися новыми задачами, перевод систем на новые аппаратные и информационные платформы; - оптимизации информационных процессов обработки информации;
- снижению психологического барьера между работниками ОУ и специалистами службы информатизации.
Социальный заказ общества отражен в нормативных документах Министерства образования и науки РФ (Федеральная программа развития образования (2000); Федеральная целевая программ «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005); Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.; а также Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 351400 - Прикладная информатика (в образовании)), где подчеркивается социальная значимость информатизации ОУ на всех уровнях.
В соответствии со стандартом, выпускники данной специальности занимаются созданием, внедрением, анализом и сопровождением профессионально-ориентированных информационных систем в образовании; являются профессионалами в области применения информационных систем и управления информационными потоками в них.
Указанные качества требуют профессиональной подготовки как в области информатики и информационных систем, так и в области применения, т.е. образования. Таким образом, выпускник - информатик (с квалификацией в области образования) в своей практической деятельности анализирует, прогнозирует, моделирует и создает информационные процессы и технологии в рамках профессионально-ориентированных информационных систем. Основные виды профессиональной деятельности информатика в образовании - это организационно-управленческая, проектно-технологическая, маркетинговая, экспериментально-исследовательская, консалтинговая, аналитическая, эксплуатационная деятельность. На рисунке 1 представлены отделы ОУ, где необходима профессиональная деятельность специалиста в данной сфере.
Дипломированный специалист «Информатик-аналитик в области образования», обладающий навыками разработки, внедрения и поддержки информационных систем, а также имеющий соответствующую профессиональную подготовку в области образования, будет востребован как непосредственно в ОУ, так и в департаменте образования и в сфере дополнительного образования
Литература
- Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Бондаренко А.С. Информационные технологии управления. Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2004
- Белкин В. Ю., Костенко К. И., Курган А. Б., Левицкий Б. Е. Технологии формирования документальных информационных сред в различных областях знаний // Тр. Всерос. науч.-метод. конф. "Телематика' 2002", 3-6 июня 2002 г., Санкт-Петербург. СПб., 2002. с. 86-88.
- Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). ИИО РАО. М.: - 2007, 18. п.л.
- ГОСТ РФ Специальность 351400 «Прикладная информатика (по областям)». http://www.math.spbu.ru/ru/mmeh/Gost/351400.html