ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ

11 мая 2016 г.

Авторы: Валеева Юлия Ириковна

Ю. И. Валеева

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Реформы в современном образовании требуют от педагогов умения решать появляющиеся новые, нестандартные проблемы, повышения так называемой профессиональной мобильности. Новые цели и направления развития образования обусловливают и особые требования к профессиональной компетентности педагогов. Учитель должен постоянно повышать свою профессиональную компетентность.

Эту способность необходимо взращивать у будущего педагога во время всего образовательного процесса. Какие вопросы должен задавать себе педагог новой школы? Как сделать, чтобы во время учебного процесса учащиеся были активными участниками, учились видеть суть материала, как сделать обучение интересным, как воспитать потребность в самообразовании?

Необходимо помнить, что задача учителя на уроке – построение, постижение нового материала таким способом, чтобы у учащихся возникал интерес и ощущение открытия нового мира знаний, появилось желание поиска нового и уверенность, что они справятся с любыми проблемами. Учитель обязан пробудить в каждом ученике творческую личность, способную создавать что-то новое, а также воспитать человека с современным информационным мышлением, который может реализоваться в жизни.

Особенное понимание всего этого приходит студентам во время изучения дисциплины «Создание электронных средств учебного назначения».

При создании электронных средств учебного назначения, как правило, необходимо использовать несколько программных средств, что в свою очередь, даст возможность расширить применение возможностей средств ИКТ в учебном процессе. Самые простые в освоении и чаще используемые учителями программами являются программы для создания презентаций (MSPowerPoint, OpenOfficeImpress) и программы для создания Web-страниц (MSFrontPage, KompoZer), применяемые для создания электронных учебников.

Но наиболее полно раскрываются все проблемы, связанные с обучением при создании видеоуроков. Такие уроки имеют «смешанное» методическое назначение, являясь одновременно обучающим и демонстрационным программным средством. Поэтому существует ряд факторов, влияющих на качество и эффективность создаваемого обучающего средства:

  • правильность отбора содержания и структуры его построения;
  • определение конкретного наполнения содержания учебного материала;
  • эмоциональный компонент мотивации, воздействие на органы чувств, способствующие повышению интереса к предмету;
  • четкость и грамотность демонстраций учебного материала;
  • учёт индивидуальных особенностей.

Практика показывает сложности учета студентами всех факторов при создании видеоуроков. Будущие учителя просто не «видят» недостатки своих демонстраций, не могу четко продумать и построить свои действия, а затем продемонстрировать без суеты, лишних движений на нужной скорости. Движения, демонстрируемые учителем в видеоуроке, не должны быть слишком быстрые или медленные, курсор мыши должен двигаться плавно по заранее продуманной и «отшлифованной» траектории. Также возникают проблемы при отборе материала, к его подаче студенты подходят академически, без творчества. Почему-то считается, что красочность подачи материала будет отвлекать детей от самого материала, забывая, что яркие, красочные и в то же время простые видеофрагменты существенно способствуют возникновению у школьников желания и уверенности, что он сможет сделать так же, даже лучше. Эта огромная мотивация подтолкнет учащегося лучше вникнуть, воспринять и быстрее усвоить учебный материал, чтобы поскорее перейти к практическому заданию, где он сможет реализовать свой творческий потенциал, полученные знания.

Еще одной проблемой при создании видеоуроков является текстовое и звуковое сопровождение. И главной проблемой становится не только грамотность и стилистика текста, а краткость и точность изложения, цветовое оформление и расположение на экране, временной отрезок появления и демонстрации надписи. Комментарии, появляющиеся на экране, не должны быть «агрессивных» и «вычурных» цветов и шрифтов, должны выделяться на общем фоне, не перекрывать действия и демонстрирующий материал.

Проблема звукового сопровождения зачастую сводится к волнению при записи, что влечет за собой «торопливость» и «невнятность» речи, использования слов «паразитов». Поэтому контроль реализации этого процесса необходим для принятия на основании результатов контроля, определенных мер, которые обеспечили бы наибольший положительный эффект восприятия информации. Можно рекомендовать изложение речи на бумаге, ее отшлифовку, а затем репетицию, обязательное прочтение вслух несколько раз, подбирая темп прочтения, стараясь не частить, говорить размеренно, но не медленно.

В заключение хочется сказать, что преодоление всех проблем, возникающих при создании видеоуроков, позволяет студентам не только пробрести большое количество знаний и умений, но и развить интеллектуальные и творческие способности, умение к саморазвитию и работе с разными программными средствами и источниками информации. Все это дает возможность обеспечить достижение целей, стоящих перед образованием и поможет сформировать у будущих учителей профессиональную компетентность.

PDF