О ПЕРСПЕКТИВАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного физического образования

1 июля 2016 г.

Авторы: Буинцев Владимир Николаевич

В. Н. Буинцев

О ПЕРСПЕКТИВАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Министерство образования и науки разработало и реализует программу реформирования высшего профессионального образования в стране. У министерства есть дорожная карта существенного сокращения количества бюджетных вузов по стране. Сибирский государственный индустриальный университет с большей вероятностью попадает в число сокращаемых, чем в число остающихся. Это означает, что в городе Новокузнецке высшего учебного заведения может не быть.

Новокузнецк – центр южного куста из 10 городов и 4 сельских районов области с населением 1,5 млн. жителей. В условиях кризиса большая часть выпускников школ будут поступать в вузы по месту жительства. Кадровая политика крупных, а тем более мелких предприятий региона основана на использовании местных кадров. Где родился – там и пригодился. Закрытие в недавнем прошлом профессиональных училищ привело к дефициту рабочих кадров по некоторым наиболее востребованным специальностям. В связи с этим на юге Кузбасса возникла необходимость реформирования системы подготовки профессиональных кадров.

Решение министерства по развертыванию системы подготовки рабочих кадров в университетах, открытие производственных кафедр в некоторых вузах, с одной стороны,  показывает неудовлетворенность в качестве и в профилизации выпускников региональных профессиональных учебных заведениях разного уровня. Это вязано с отрывом вузов от решения актуальных производственных задач в связи со снижением объема хоздоговорных НИР, а соответственно связей с производством. Здесь налицо разночтение компетенций будущих специалистов производственных профилей. Это понятно, так как создание, открытие и «эксплуатация» различных профилей для производства - дело рук не производственных специалистов, а чиновников от образования и научных работников, коими являются профессорско-преподавательский состав вузов. В связи с этим разработка паспортов компетенций без участия производственников ни к чему положительному не приведет. С другой стороны, при развитии тенденции открытия производственных кафедр в университетах  в пределе  можно получить «производственный» институт, который будет удовлетворять запросам региональных работодателей, но не будет соответствовать ГОСу. С точки зрения производственников инженер, подготовленный по ГОСу, не соответствует требованиям реального производства и требует доучивания.

В этих условиях напрашивается введение института кураторов от производственных структур, которыми могут быть ведущие специалисты предприятий по отраслям производства. Куратор после изучения базового цикла дисциплин набирает группу студентов достаточно узкой специализации, например «Электросталеплавильное производство» в рамках широкого профиля «Металлургия черных металлов» и, управляя процессом изучения дисциплин циклов ДС и СД, «поштучно» готовит специалистов высокого класса к вакантным должностям в производственной структуре. При этом достижение необходимых производству компетенций обеспечивается автоматически. Курирование изучения спецдисциплин и приобретения профессиональных навыков со стороны представителя предприятия предполагает активное участие студентов в решении практических задач непосредственно на производстве.

В СибГИУ имелся опыт научного курирования отдельных специальностей  в рамках авторской образовательной системы АОС. В настоящее время этот опыт может быть возрожден при подготовке «академических» бакалавров и магистров.

Вместе с тем, в программе модернизации высшего образования министерство проводит конкурс вузов «Кадры для регионов», в котором СибГИУ непосредственного участия не принимает. В Законе об образовании при определении основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (статья 3, пункты 7,8) приоритетными принципами являются свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека и обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. В статье 8, пункт 1 говорится, что «К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации». В Законе об образовании  одним из вариантов совершенствования регионального профессионального образования предлагается сетевая форма реализации образовательных программ. Сетевая форма реализации образовательных программ (Статья 15) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

В связи с этим необходимо инициировать разработку инновационной программы реформирования региональной системы общего и профессионального образования, основанной на глубокой кооперации образовательных учреждений разного рода подчиненности, подразделений технического обучения предприятий и направленной на полное удовлетворение потребностей предприятий региона в рабочих и инженерно-технических кадрах. Такая программа, основанная на создание единого образовательного пространства, включающего в себя дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, профессиональное, среднее техническое, высшее профессиональное образование (детские сады, школы, лицеи, профучилища, техникумы, колледжи, университеты, подразделения технического обучения предприятий), позволит удовлетворить потребности региона в профессиональных кадрах.

Разработка и руководство такой программы прерогатива администрации региона при активной поддержке опорного регионального вуза. При этом организационную работу по кооперации образовательных учреждений удобнее производить в рамках специально созданного для этих целей регионального совета, состоящего из представителей образовательных учреждений, работодателей и работников администрации. Особую роль при реализации программы региональной системы общего и профессионального образования должна решать информатизация образовательного процесса и создание региональной базы учета профессиональных кадров.

PDF