ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПОЛИТЕХНИЗМА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного физического образования

1 июля 2016 г.

Авторы: Государева О. Д.

О. Д. Государева

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПОЛИТЕХНИЗМА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

 

В настоящее время важность изучения вопросов техники в школьном курсе физики определяется Государственным образовательным стандартом, в котором говорится о необходимости «...применения знаний по физике для объяснения принципов работы технических устройств, ... воспитания уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, ... использования приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач...». В результате изучения физики выпускник должен: «...уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи». Кроме того, в стандарте обращается внимание на важность формирования у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни при использовании «...транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники...» (Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования).

Все школьники, оканчивающие школу, должны иметь необходимые теоретические и прикладные знания, общие и практические умения, иметь представление об основах современного производства, уметь ориентироваться в окружающем мире. Иначе говоря, процесс школьного образования должен строиться с учетом реализации принципа политехнизма в современных условиях. Важная роль в этом принадлежит школьному курсу физики.

К учителю физики предъявляются серьёзные требования. Он должен постоянно быть в курсе новейших достижений науки и техники,  их практическому применению в реальном производстве. 

На  своих уроках преподавателю физики необходимо знакомить учащихся с главными открытиями научно-технического прогресса,  с физическими принципами работы технических устройств, экологическими проблемами. Поэтому перед педагогом встаёт задача формирования у учащихся завершенной системы политехнических знаний, умений и навыков.

Политехническое образование учащихся строится на ознакомлении учащихся с основами главных отраслей современного производства. Поэтому после освоения необходимых теоретических знаний учащимися  в объёме школьной программы,  организуем познавательные  экскурсии  на предприятия нашего города, где ученики могут ознакомиться  с непосредственным применением полученных познаний на практике.

На  уроках при изучении отдельных технических объектов или процессов, уделяю особое внимание физическим принципам действия различных механизмов. Используя в своей работе проектную и исследовательскую деятельность, стараюсь натолкнуть учащихся на проблемы принципов работы механизмов. Многие необходимые физические приборы для демонстрации опытов в школе, как правило, отсутствуют и где это возможно приходится заменять их на самодельные, изготовленные руками учащихся. Например: пушка Гаусса, макет гидравлического  пресса, макет водяного отопления, различные фонтаны, ареометр, термоскоп и другие.

Экологическая грамотность школьников - это составная часть политехнического образования, так как применение достижений науки должно строиться без на­рушения равновесия в природе.

Внедрение экологических вопросов в курсе физики осуществляется посредством активного применения нестандартных уроков с использованием группового метода, уроков - исследовательских практикумов, игровых уроков, уроков-диспутов, урока-анализа экологических ситуаций. На своих уроках использую диспуты: «Транспорт и окружающая среда», «Водяное отопление и окружающая среда», « Парниковый эффект на Земле», «Звук слышимый и не слышимый» и др.   Сложность  организации уроков- диспутов состоит в том, что педагогу нужно иметь достаточную эрудицию, чтобы поддерживать спор и направлять его в нужное русло. 

Введение ГИА для учащихся 9-х классов привело к созданию КИМов, содержащих работу с текстом. Они проверяют понимание смысла используемых в тексте физических терминов, перевод информации из  одной знаковой системы в другую. Задания  по работе с текстами, а также практико-ориентированные  задачи технического содержания являются абсолютно новыми для основной школы, в которых материал выходит за рамки программы. Здесь контролируются умения понимать смысл использованных в тексте физических терминов, отвечать на прямые вопросы к содержанию текста, понимать и использовать информацию из текста в измененной ситуации. Все это подтолкнуло  на создание практико-ориентированных задач.

Например, при изучении темы «Плотность» в 7–м классе провожу урок –деловую игру, в котором делю учащихся на группы, решающие практические задачи на зоологической ферме,  а в 8 – м классе при изучении темы «Теплопроводность веществ» предлагаю каждому ученику собрать коллекцию  веществ с различной удельной теплоёмкостью.

При изучении темы «Работа и мощность электрического тока» рассчитываем потребление электроэнергии за месяц.

Использование практико-ориентированных заданий:

∙   помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе  и в технике;

∙   помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни;

∙   способствуют развитию литературно и технически грамотной речи.

При подготовке учащихся к ГИА  был создан банк заданий по работе с текстами, которые можно разделить на:

- тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни  (например, «Шаровая молния», «Электрическая дуга», и др.);

- тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики (например, «Изучение спектров», «Опыт Штерна» и др.);

- тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики (например, «Пьезоэлектричество», «Микроволновая печь», «Принцип работы СВЧ», «Принцип работы трансформатора», «Турбина – ротационный двигатель» и др.);

- тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека  (например, «Электрические рыбы», «Динамика мембран», «Ионные насосы», «Потенциал в клетках», «Шум и здоровье» и др.);

- тексты общекультурного содержания  (например, «Из истории развития взглядов  на природу света» и др.).

Для формирования  у учащихся представлений о современном техническом знании  созданы ЦОР, которые я использую на уроках. Анализ ЦОР показал, что в них имеется информация об отдельных технических объектах. Описание ТО сопровождается демонстрацией рисунков, видеофрагментов, анимации, интерактивных моделей и др.

Таким образом методы, которые использует учитель на уроках при изложении политехнических вопросов,  следующие:

1)                 рассказ учителя (краткие сведения политехнического содержания);

2)        объяснение учителем практических применений физических явлений и законов в технике;

3)        объяснение принципа действия физических приборов (амперметр, барометр и др.), различных технических объектов (телефон, радио, трансформатор и др.);

4)        демонстрация учителем различных технических объектов или их макетов, действующих моделей;

5)        показ кинофильмов физико-технического содержания (например, «Электроэнергетика и перспективы ее развития», «Двигатель внутреннего сгорания»);

6)        демонстрация опытов физико-технического содержания (устройство и действие манометра, осциллографа);

7)        демонстрация цифровых виртуальных технических объектов (рисунки (фото), видео, анимации, интерактивные модели ТО);

8)                 решение задач с производственно-техническим содержанием;

9)        выполнение заданий по техническому творчеству (проектирование и изготовление простейших ТО);

10)          работа учащимися с текстом политехнического содержания;

11)          работа с цифровыми ресурсами (рисунки, фото, видео, анимации, интерактивные модели ТО)

12)    работа с ресурсами Интернет: поиск информации о принципе действия технических объектов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Аутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика, 1999. № 2. - с17-20.

2. Демидова М.Ю. Курс физики основной школы в стандартах второго поколения // Физика в школе. 2011. № 7.

3. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. – М.: Просвещение, 1989. –192 с.

PDF