СТАНДАРТ ФГОС ВПО 3+ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ

11 мая 2016 г.

Авторы: Густяхина Вера Петровна , Густяхин Андрей Евгеньевич

В. П. Густяхина, А. Е. Густяхин

СТАНДАРТ ФГОС ВПО 3+ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Введение ФГОС ВПО [1] третьего поколения вызвало в своё время немало обсуждений, полемики и критики среди педагогического сообщества о том, что содержание государственных стандартов высшего образования заключается только в перечислении обильного количества компетенций, т.е. декларированием того, что будущий выпускник «должен быть готов…и способен…». Этим же грешили и «Примерные образовательные программы».

В 2013 году в сети стали появляться проекты ФГОС 3+ (непонятно только, это – проекты будущих стандартов четвертого поколения или спешные правки стандарта ФГОС третьего поколения).

Стандарт высшего образования ФГОС 3+ предполагает два типа образовательных программ: программа академического бакалавриата и программа прикладного бакалавриата. Стандартизированы общекультурные и общепрофессиональные компетенции для программ бакалавриата и магистратуры. Учитывается инклюзивное образование. Учитываются электронное обучение, дистанционные образовательные технологии и сетевая форма реализации программ. Изменена блочная структура программ бакалавриата и магистратуры, теперь она состоит из трех блоков (Блок 1 «Дисциплины» (модули), Блок 2 «Практики», Блок 3 «Государственная итоговая аттестация»). В структуре программы не прописаны проектируемые результаты освоения учебных циклов и разделов, отсутствует перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий. Определен порядок проектирования и реализации программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. Определены требования к финансовым условиям реализации программ высшего образования.

Проведем краткий анализ проекта ФГОС 3+ по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». http://tm.ifmo.ru/z.pngВ первую очередь  сталкиваемся с разделением квалификации «бакалавр» на две квалификации: «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр».

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская. У выпускников «прикладного бакалавриата» отсутствует проектная деятельность.

Второе - это  значительное уменьшение количества компетенций; так общекультурных компетенций в ФГОС 3 было 16, а в проектах ФГОС 3+ предлагается всего 9 компетенций.

Значительные изменения претерпела и предлагаемая структура основной образовательной программы бакалавриата. Ранее (по ФГОС 3) в ней были прописаны знания–умения–навыки в базовой части,  в проекте ФГОС 3+ указана только структура программы, состоящей из трех блоков:

-        блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

-        блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы;

-        блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который относится к вариативной (профильной) части программы.

В программе по направлению обучения «академический бакалавр» под блок 1 отводится 204 - 210 зачетных единиц (з.е.), под второй блок – 21 - 30 з.е., в программе «прикладного бакалавриата» 189 - 198 и 33 - 45 з.е., соответственно. Кроме того, подчеркивается, что «количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, при освоении программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в целом по блоку 1 «Дисциплины» должно составлять не более 30% (у «академического бакалавра» не более 40%) от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока». Можно сказать, что программа «прикладного бакалавриата» предполагается практико-ориентированной. Очевидно, следуя замыслу разработчиков ФГОС 3+, в школах теперь должен появиться «практико-ориентированный» учитель (ориентированный, прежде всего, на выполнение заданий по ЕГЭ), так как всего вероятнее педагогические вузы выберут программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавриат».

Далее, в проекте ФГОС 3+ заявлено, что «набор дисциплин, относящихся к базовой части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ФГОС ВО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы». Оговорен только обязательный перечень дисциплин: «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», «Физкультура». Примерных образовательных программ по ФГОС 3+ в сети еще нет.

Изменяется нагрузка и на студентов. Она будет связана с направлением обучения. Так, по рассматриваемому проекту максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в очной форме обучения составляет 32 ч., а программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» – 27 ч.

Положительным моментом можно отметить, что в проекте прописана организация обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Но очевидно одно, что с вводом в действие проектов ФГОС 3+ преподавательскому составу придется снова потратить много времени, чтобы заново сформировать основную образовательную программу и проработать все учебно-методические комплексы.

Основные недостатки ФГОС 3+: «привязка» стандарта к направлениям подготовки, обусловила их весьма существенное количество; сохранилась нечеткость формулировок и количественная избыточность результатов освоения программы (компетенций выпускников), их число в разных стандартах изменяется от 26 до 76; слабо выражена уровневая принадлежность результатов освоения программ (компетенций) и их преемственность на разных образовательных уровнях; связь заявленных результатов освоения программ с предполагаемыми областями, объектами и задачами профессиональной деятельности выпускников весьма условна; описательная часть областей объектов, задач и видов профессиональной деятельности часто излишне детализирована, содержит смысловые и текстуальные повторы, не всегда отражает специфику профессиональной деятельности.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования.  БАКАЛАВРИАТ. Направление подготовки. 44.03.01 Педагогическое образование. Квалификации: Академический бакалавр, Прикладной бакалавр.

PDF