ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (из опыта работы МБОУ СОШ № 22 г. Междуреченска Кемеровской области, Россия)
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)
Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ
11 мая 2016 г.
Авторы: Кольцова Е. А.
Е. А. Кольцова
ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (из опыта работы МБОУ СОШ № 22 г. Междуреченска Кемеровской области, Россия)
Каждая эпоха предъявляет свои требования к системе образования. Современные требования, представленные в федеральных государственных образовательных стандартах, – это наличие новой учебной среды, в которой используются инновационные технологии обучения, инновационные технические средства для получения знаний.
Одними из самых актуальных на данный момент являются использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые позволяют обеспечить системное обновление знаний и получить новое качество образования.
В статье 16 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» разъясняются понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Внедрение в образовательную деятельность ЭО и ДОТ началось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Междуреченска более 10 лет назад. За это время были созданы все условия для воспитания у обучающихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий:
- закуплено достаточное количество компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи (мультимедийными комплексами оборудованы 100% учебных кабинетов );
- обеспечен постоянный доступ к мировым информационным ресурсам – файловым архивам, базам данных, веб-серверам, включая возможности мультимедиа с помощью Интернет – технологий;
- установлен собственный веб-сервер;
- разработан и постоянно обновляется официальный сайт школы (http://mzh-school22.jimdo.com);
- повышен уровень квалификации каждого педагога по вопросу эффективного использования в учебной и внеурочной деятельности современных информационных технологий;
- созданы и опубликованы в электронном виде материалы методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний, методические пособия и др.;
- организовано участие в интернет-проектах, интернет-олимпиадах и конкурсах;
- активно используются ИКТ на предметных уроках;
- предоставлен широкий доступ к образовательным ресурсам через сетевые возможности (школа является структурным подразделением сетевого взаимодействия, организованного Центром методической и технической поддержки внедрения информационных технологий в общеобразовательных организациях и реализации дистанционного обучения в Кемеровской областиhttp://centrdot.kuz-edu.ru/);
- создан центр для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- ведется работа в электронном журнале (www.ruobr.ru);
- педагогами разработаны и постоянно пополняются личные сайты (http://vikaermolaeva.jimdo.com/; http://kes22.jimdo.com/; http://arcatova.jimdo.com/; http://arcatova.jimdo.com/; http://soglaeva.jimdo.com/; http://evpindur.jimdo.com/; http://elizarovama.umi.ru/ и другие);
- разработаны и реализуются программы дистанционного обучения в рамках областной экспериментальной площадки (http://mzh-school22.mezhdu.net/moodle/).
Проведена грандиозная работа по построению в учреждении информационно-образовательной среды, которую можно представить в виде схемы.
Рисунок 1. Информационно-образовательная среда
Хотелось бы более подробно остановиться именно на работе школы по реализации региональной инновационной площадки в направлении «Отработка моделей электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий», статус которой школа получила в 2013 году.
Дистанционные образовательные технологии можно рассматривать одним из перспективных направлений педагогического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников. В соответствии с этим школой была выбрана тема эксперимента «Реализация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся 10-11 классов средствами дистанционных образовательных технологий».
Почему было выбрано данное направление работы? Очень часто старшеклассник, выбирая профиль обучения, до конца не может определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность будет поступать. А выбранный профиль обучения строго регламентирует углубленное изучение предметов. Так, выбрав социально-экономический профиль, ученик изучает физику, химию, информатику на базовом уровне. Посещать групповые и индивидуальные занятия по интересующим его предметам не всегда представляется возможным: нехватка времени, несовпадение расписания, занятость кабинетов т.д. Дистанционные курсы в данном случае очень удобная альтернатива дополнительным занятиям в стенах школы.
Индивидуальная образовательная траектория старшеклассника складывается из профиля обучения и дистанционных курсов, которые могут идти в разрез с выбранным профилем или дополнять его. В процессе выбора дистанционных курсов и их прохождения ученик самостоятельно выстраивает свою траекторию обучения, формируя для себя новый социально-культурный опыт. Работа учеников с дистанционным курсом – это вид самообразовательной деятельности, активно развивающей их мышление, процесс самосовершенствования и самопознания, в котором формируется потребность узнать что-то нужное, важное и новое. Отсутствие непосредственного контакта ученика и учителя в дистанционном обучении определяет осмысленность обучающимся учебного материала - учу для себя, а не для кого-то!
В самом начале инновационной деятельности было проведено анкетирование старшеклассников и их родителей для изучения образовательных потребностей школьников. Приоритет со стороны обучающихся и их родителей был отдан профильным предметам – физике, информатике, химии. Педагогами на основе данного анкетирования были выделены «западающие» темы, которые трудны в усвоении или на изучение которых в программах отведено не достаточно времени.
Были созданы такие дистанционные курсы (ДК), как «Нескучно о фотоэффекте», «Я – программист», «Кислородосодержащие органические соединения в жизни человека». Учитывая, что ученики 10 – 11 классов уже обладают частью знаний и навыков, основной акцент при разработке ДК был сделан на формировании у них готовности к их нестандартному применению.
Уже на первом этапе эксперимента интерес к ДОТ появился не только у старшеклассников и педагогов - составителей этих курсов, но и у учителей средней и даже начальной школы. Появились такие элективные дистанционные курсы, как «Профессиональное самоопределение», «Занимательная геометрия 1 класс», «Подготовка к олимпиаде по литературе», «Повторим орфографию», «Фото и видеомонтаж», «Образовательный веб-квест «Меры длины» (4 класс) и другие.
В ходе реализации эксперимента педагоги и администрация школы работали в следующих направлениях:
- разработка индивидуальной образовательной траектории обучающегося старшей ступени профильного обучения;
- модернизация информационно-образовательной среды в МБОУ СОШ № 22;
- разработка компонентов информационно-образовательной среды для реализации ИОТ средствами дистанционных образовательных технологий (нормативные акты, курсы, средства контроля и т.д.)
- организация сотрудничества с образовательными учреждениями, нуждающимися в предоставлении услуг дистанционного образования.
На данный момент школа находится на заключительном этапе работы.
Разработан пакет нормативно-правовых документов для внедрения ДОТ в школе, диагностических материалов для изучения образовательных потребностей старшеклассников и их родителей; организована подготовка педагогического состава по проблемам разработки и внедрения ИОТ и ДОТ; разработаны дистанционные курсы и УМК для них; создана система мониторинга результативности обучения учащихся в рамках ИОТ.
Проведена предварительная экспертная оценка ДК (по физике 11 класс –«Нескучно о фотоэффекте», по химии 10 класс – «Кислородосодержащие органические соединения в жизни человека», русскому языку 10-11класс – «Повторим орфографию».
Одним из наиболее востребованных у обучающихся старшей школы стал профильный курс «Я – программист», который получил положительную рецензию и экспертизу кафедры «Информационных технологий» КРИПКиПРО и был признан победителем в конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса».
В настоящее время в работе ДК принимают участие 13 педагогов, 355 слушателей, часть из которых – иностранные граждане.
Дистанционное обучение постепенно набирает обороты, дополняя таким образом вариативность традиционного обучения. Легко ли добиться положительных результатов? Конечно, нет. Внедрение дистанционного обучения в массовую школу пока затруднено по нескольким причинам:
- нехватка заинтересованных, инициативных педагогов, готовых тратить свое свободное время и силы на создание таких курсов;
- недостаточный уровень ИКТ-компетентности педагогов;
- пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей;
- несерьезное отношение к изучению предложенных курсов у обучающихся;
- износ школьной компьютерной техники (компьютерный парк на обновлялись более 10 лет);
- отсутствие у обучающихся необходимого компьютерного оборудования.
Но прогресс нельзя остановить и преодоление представленных выше затруднений главная задача, которую совместно должны решать все участники образовательных отношений – от министерства образования до каждого обучающегося.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Дистанционное образование. 2005. №№1-12.Итоги эксперимента в области дистанционного обучения и перспективы развития дистанционных образовательных технологий. (Решение коллегии от 26.05.2002).
- Зайцева Ж.Н. «О научно-практическом журнале “Дистанционное образование” -www.mesi.ru/joe
- Инновации в образовании. 2002. № 4. С. 4-27.
- Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет http://www.curator.ru/doplus.html)
- Семкин Б.В. Дистанционное образование: проблемы и перспективы - www.pasis.secna.ru
- Хуторской А. Дистанционное образование: взгляд с порога перемен - www.nsp.chg.ru