ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (из опыта работы МБОУ СОШ № 22 г. Междуреченска Кемеровской области, Россия)

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ

11 мая 2016 г.

Авторы: Кольцова Е. А.

Е. А. Кольцова

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  (из опыта работы МБОУ СОШ № 22 г. Междуреченска Кемеровской области, Россия)

Каждая эпоха предъявляет свои требования к системе образования. Современные требования, представленные в федеральных государственных образовательных стандартах, – это наличие новой учебной среды, в которой  используются инновационные технологии обучения, инновационные технические средства для получения знаний.

Одними из самых актуальных на данный момент являются использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые позволяют обеспечить системное обновление знаний и получить новое качество образования.

В статье 16 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» разъясняются понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Внедрение в образовательную деятельность ЭО и ДОТ началось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Междуреченска  более 10 лет назад. За это время были созданы все  условия для воспитания у обучающихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий: 

-        закуплено достаточное количество компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи (мультимедийными комплексами оборудованы 100% учебных кабинетов );

-        обеспечен постоянный доступ к мировым информационным ресурсам – файловым архивам, базам данных, веб-серверам, включая возможности мультимедиа с помощью Интернет – технологий;

-        установлен собственный веб-сервер;

-        разработан и постоянно обновляется официальный сайт школы (http://mzh-school22.jimdo.com);

-        повышен уровень квалификации каждого педагога по вопросу эффективного использования в учебной и внеурочной деятельности современных информационных технологий;

-        созданы и опубликованы в электронном виде материалы методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний, методические пособия и др.;

-        организовано участие в интернет-проектах, интернет-олимпиадах и конкурсах;

-        активно используются ИКТ на предметных уроках;

-        предоставлен широкий доступ к образовательным ресурсам через сетевые возможности (школа является структурным подразделением сетевого взаимодействия, организованного Центром методической и технической поддержки внедрения информационных технологий в общеобразовательных организациях и реализации дистанционного обучения в Кемеровской областиhttp://centrdot.kuz-edu.ru/);

-        создан центр для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

-        ведется работа в  электронном журнале (www.ruobr.ru);

-        педагогами разработаны и постоянно пополняются личные сайты (http://vikaermolaeva.jimdo.com/; http://kes22.jimdo.com/; http://arcatova.jimdo.com/; http://arcatova.jimdo.com/; http://soglaeva.jimdo.com/; http://evpindur.jimdo.com/; http://elizarovama.umi.ru/ и другие);

-        разработаны и реализуются программы дистанционного обучения в рамках областной экспериментальной площадки (http://mzh-school22.mezhdu.net/moodle/).

Проведена грандиозная работа по построению в учреждении информационно-образовательной среды, которую можно представить в виде схемы.

Рисунок 1. Информационно-образовательная среда

Хотелось бы более подробно остановиться именно на работе школы по реализации региональной инновационной площадки в направлении «Отработка моделей электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий», статус которой школа получила в 2013 году.

Дистанционные образовательные технологии можно рассматривать одним из перспективных направлений педагогического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников. В соответствии с этим школой была выбрана тема эксперимента   «Реализация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся 10-11 классов средствами дистанционных образовательных технологий».

Почему было выбрано данное направление работы? Очень часто старшеклассник, выбирая профиль обучения, до конца не может определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность будет поступать. А выбранный профиль обучения строго регламентирует углубленное изучение предметов. Так, выбрав социально-экономический профиль, ученик изучает физику, химию, информатику на базовом уровне. Посещать групповые и индивидуальные занятия по интересующим его предметам не всегда представляется возможным: нехватка времени, несовпадение расписания, занятость кабинетов т.д. Дистанционные курсы в данном случае очень удобная альтернатива дополнительным занятиям в стенах школы.

Индивидуальная образовательная траектория старшеклассника складывается из профиля обучения и дистанционных курсов, которые могут идти в разрез с выбранным профилем или дополнять его. В процессе выбора дистанционных курсов и их прохождения ученик самостоятельно выстраивает свою траекторию обучения, формируя для себя новый социально-культурный опыт. Работа учеников с дистанционным курсом – это вид самообразовательной деятельности, активно развивающей их мышление, процесс самосовершенствования и самопознания, в котором формируется потребность узнать что-то нужное, важное и новое. Отсутствие непосредственного контакта ученика и учителя в дистанционном обучении определяет осмысленность обучающимся учебного материала - учу для себя, а не для кого-то!

В самом начале инновационной деятельности было проведено  анкетирование старшеклассников и их родителей для изучения образовательных потребностей школьников. Приоритет со стороны обучающихся и их родителей был отдан профильным предметам – физике, информатике, химии. Педагогами на основе данного анкетирования были выделены «западающие» темы, которые трудны в усвоении или на изучение которых в программах отведено не достаточно времени.

Были созданы такие дистанционные курсы (ДК), как «Нескучно о фотоэффекте», «Я – программист», «Кислородосодержащие органические соединения в жизни человека». Учитывая, что  ученики 10 – 11 классов уже обладают частью знаний и навыков, основной акцент при разработке ДК был  сделан на формировании у них готовности к их нестандартному применению.

Уже на первом  этапе эксперимента интерес к ДОТ появился не только у старшеклассников и педагогов - составителей этих курсов, но и у учителей средней и  даже начальной школы. Появились такие элективные дистанционные курсы, как «Профессиональное самоопределение», «Занимательная геометрия 1 класс», «Подготовка к олимпиаде по литературе», «Повторим орфографию», «Фото и видеомонтаж», «Образовательный веб-квест «Меры длины» (4 класс) и другие.

В ходе реализации эксперимента педагоги и администрация школы работали в следующих направлениях:

-        разработка индивидуальной образовательной траектории обучающегося старшей ступени профильного обучения;

-        модернизация информационно-образовательной среды в МБОУ СОШ № 22;

-        разработка компонентов информационно-образовательной среды для реализации ИОТ средствами дистанционных образовательных технологий (нормативные акты, курсы, средства контроля и т.д.)

-        организация сотрудничества с образовательными учреждениями, нуждающимися в  предоставлении услуг дистанционного образования.

На данный момент школа находится на заключительном этапе работы.

Разработан пакет нормативно-правовых документов для внедрения ДОТ в школе, диагностических материалов для изучения образовательных потребностей старшеклассников и их родителей; организована подготовка педагогического состава по проблемам разработки и внедрения ИОТ и ДОТ; разработаны дистанционные курсы и  УМК для них; создана система мониторинга результативности обучения учащихся в рамках ИОТ.

Проведена предварительная экспертная оценка ДК (по физике 11 класс –«Нескучно о фотоэффекте», по химии 10 класс – «Кислородосодержащие органические соединения в жизни человека», русскому языку 10-11класс  – «Повторим орфографию».

Одним из наиболее востребованных у обучающихся старшей школы стал профильный курс «Я – программист»,  который получил положительную рецензию и экспертизу кафедры «Информационных технологий» КРИПКиПРО и был признан победителем в конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса».

В настоящее время в работе ДК принимают участие 13 педагогов, 355 слушателей, часть из которых – иностранные граждане.

Дистанционное обучение постепенно набирает обороты, дополняя таким образом вариативность традиционного обучения. Легко ли добиться  положительных результатов? Конечно, нет. Внедрение дистанционного обучения в массовую школу пока затруднено по нескольким причинам:

-        нехватка заинтересованных, инициативных педагогов, готовых тратить свое свободное время и силы на создание таких курсов;

-        недостаточный уровень ИКТ-компетентности педагогов;

-        пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей;

-        несерьезное отношение к изучению предложенных курсов у обучающихся;

-        износ школьной компьютерной техники (компьютерный парк на обновлялись более 10 лет);

-        отсутствие у обучающихся необходимого компьютерного оборудования.

Но прогресс нельзя остановить и преодоление представленных выше затруднений главная задача, которую совместно должны решать все участники образовательных отношений – от министерства образования до каждого обучающегося.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Дистанционное образование. 2005.  №№1-12.Итоги эксперимента в области  дистанционного обучения и  перспективы развития дистанционных образовательных технологий. (Решение коллегии от 26.05.2002). 
  2. Зайцева Ж.Н. «О научно-практическом журнале “Дистанционное образование” -www.mesi.ru/joe
  3. Инновации  в  образовании. 2002.  № 4. С. 4-27.
  4. Канаво В. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет http://www.curator.ru/doplus.html)
  5. Семкин Б.В. Дистанционное образование: проблемы и перспективы - www.pasis.secna.ru
  6. Хуторской А. Дистанционное образование: взгляд с порога перемен - www.nsp.chg.ru
PDF