ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС3+
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)
Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ
11 мая 2016 г.
Авторы: Коровина Юлия Викторовна
Ю. В. Коровина
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС3+
Основой развития отечественного образования является стратегия обеспечения запросов быстро развивающейся инновационной экономики профессиональными высококвалифицированными кадрами.
Для достижения данной цели в новом федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) предусмотрено увеличение объема практики студентов до 27 зачетных единиц [2].
Практика обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования, является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования.
Практика – вид учебной работы, направленный на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [3].
Блок практик включает учебную и производственную практики, в том числе и преддипломную.
Цель учебной практики – получить первичные профессиональные умения и навыки, в том числе первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности.
Основная задача производственной практики предоставить студенту возможность получить профессиональные умения, опыт профессиональной деятельности и научно-исследовательской работы.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает такие способы проведения практики, как стационарная (на базе НФИ КемГУ), и выездная (на базе образовательных учреждений).
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования доступности.
Программа практик является важным компонентом основной профессиональной образовательной программы реализации ФГОС ВО, разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно с учетом мнения работодателей выпускников [4].
Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью на предприятиях, учреждениях и организациях, вправе проходить в этих организациях учебную, производственную и преддипломную практики в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими в указанных предприятиях, учреждениях и организациях, соответствует целям практики.
Продолжительность рабочего дня обучающихся при прохождении практики определяется статьями 91 и 92 Трудового кодекса Российской Федерации и составляет: для обучающихся в возрасте до 16 лет - не более 24 часов в неделю; для обучающихся в возрасте от 16 до 18 лет - не более 35 часов в неделю; для обучающихся в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю.
При прохождении практик на предприятиях, в учреждениях и организациях, работники которых подлежат обязательным медицинским осмотрам, обучающиеся перед началом и в период похождения практики проходят медицинские осмотры в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации [3].
Учебный план направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» уровень бакалавриата, реализуемый в НФИ КемГУ, предусматривает учебную практику «Изучение современных информационных систем и технологий образовательных учреждений» объемом 3 зачетные единицы; производственную практику «Информационные системы и технологии в деятельности образовательного учреждения» объемом 3 зачетные единицы в шестом семестре; преддипломную практику «Разработка и апробация программного продукта в рамках ВКР», объемом 9 зачетных единицы в 8 семестре.
Отчетная документация студента содержит следующие документы:
- аттестационный лист, содержащий уровень освоенных им за период практики компетенций;
- характеристика по освоению компетенций;
- отчет по практике;
- дневник прохождения практики.
После завершения прохождения практики проводится итоговая конференция, по результатам которой выставляется дифференцированный зачет.
Современная практика студентов, ориентированная на формирование компетенций и соответствующая требованиям образовательных, профессиональных стандартов и работодателей, должна предоставлять студентам возможности реализации собственных профессиональных интересов, что является важнейшей составляющей качества профессионального образования.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Закон Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата)» от 12.03.2015 № 207.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» от 27.11.2015 № 1383.
4. Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г., № 1015, п. 3).