АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ

11 мая 2016 г.

Авторы: Дробахина Анастасия Николаевна , Корякова Н. А.

А. Н. Дробахина, Н. А. Корякова

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Статистика свидетельствует, что значительную часть времени классные руководители тратят на оформление различной документации и отчетов. В то же время, несмотря на высокую компьютеризацию общества, в сфере образования недостаточно программных средств, позволяющих в полной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности. Огромное количество учебных заведений различного профиля и недостаток предложений в данной сфере гарантируют высокую потребность в программных продуктах, автоматизирующих деятельность классных руководителей. В этом состоит актуальность темы настоящего исследования.

Классный руководитель - главное лицо учебно-воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из более опытных и высококвалифицированных преподавателей. На него возлагается ответственность за организацию жизни учеников, формирование и воспитание коллектива.

Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе школы.

Работа классного руководителя сложная и разносторонняя. Основными направлениями деятельности классного руководителя являются [1]:

-        организация деятельности классного коллектива учащихся;

-        организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся;

-        организация внеучебной жизни класса;

-        изучение личности и коррекция в воспитании учащихся;

-        социальная помощь и защита учащихся;

-        взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными работниками.

Рассмотрим подробнее основные направления деятельность классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его работы.

Изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации работы, для реализации индивидуального доступа. Изучение учащихся осуществляется на продолжении всего времени их обучения.

Организация и воспитание классного ученического коллектива - это одна из главных, ведущих целей работы классного руководителя. Группируя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель сформировывает условия для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Большой уровень знаний и преднамеренная дисциплина - важнейшие признаки правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель внимательно следит за повышением качества знаний учеников, стремится оповестить отставание отдельных учеников и исключить второгодничество в своём классе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы - ещё одна из важнейших целей деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно используются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы, как правило, сочетаются два основных её направления:  идейно-воспитательная работа и организация практических дел учеников.

Координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только снабжение школьников знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя - обеспечить тесную помощь  учителям своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние работы в классе.

Работа с родителями учащихся. Каждый преподаватель поддерживает общение с родителями школьников. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении учащихся, выбирают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Это основные функции в деятельности классного руководителя. В своем составе они создают сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.

Классный руководитель по сравнению с другими преподавателями исполняет дополнительно очень важную роль по воспитанию учеников. Поэтому от него требуются высокие педагогические знания, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его учебно-воспитательной деятельности.

Существует достаточно большое количество продуктов (как платных, так и бесплатных), непосредственно используемых для организации деятельности учебных заведений: разработаны комплексные продукты, охватывающие все аспекты управления образовательным учреждением, включая планирование и организацию учебного процесса, кадровый учет и внутренний документооборот.

Рассмотрим наиболее популярное программное обеспечение, используемое для автоматизации деятельности школы.

1). «КМ-Школа» позволяет автоматизировать следующие задачи: составление расписания занятий, формирование учебных планов и нагрузки, формирование школьной документации и отчетности, формирования списков учащихся и т.д.

Учителя получают инструмент для подготовки календарно-тематического плана, создания план-конспекта отдельных занятий, программа дает возможность заносить оценки в электронный журнал. Кроме того, учитель может создавать уроки с использованием демонстрационных фрагментов Базы Знаний, либо пользуясь собственными электронными объектами. В программе автоматизируется деятельность сотрудников школьных библиотек.

2). Программист «Администратор школы» разработана специально для руководителей образовательных учреждений (директора и его заместителей по учебной и воспитательной работе), обеспечивает порядок в информационных потоках, позволяет построить корпоративную информационную систему в вашей школе. Основные возможности этой  программы: формирование электронных баз данных на сотрудников и учащихся школы; формирование Федеральных (региональных) и школьных учебных планов; осуществление всех операций по тарификации сотрудников; осуществление всех операций по "движению учащихся"; осуществление мониторинга результатов деятельности учащихся и учителей; формирование стандартных отчетов (ОШ-1, РИК-83), таблиц наполняемости классов, расчета учебных часов, тарификационную ведомость и другие; составление свободных отчетов по сотрудникам и ученикам.

3). Программный продукт «Net Школа» разработан компанией "РООС" как сетевая система для построения информационного пространства образовательного учреждения. Ее отличие от других разработок заключается в том что она, во-первых,  ориентирована на использование знакомого пользователю интерфейса Internet Explorer. Второй большой плюс программы - это умение нагружать её интерактивными объектами, в частности, тестами, что дает возможность использовать данную систему как среду дистанционного образования.

Отметим, что автоматизация деятельности различных подразделений образовательных учреждений продолжается далеко не первый год, разработано и успешно внедрено большое количество автоматизированных систем и рабочих мест. Однако данные программы в первую очередь  нацелены на работу руководящего состава (администрации) школы, позволяя сократить работу с бумажными носителями, уменьшая тем самым время на выполнение рутинной деятельности и высвобождая его для творческой работы. В то же время, деятельность классного руководителя отдельно не автоматизирована и специализированные программные продукты для них особенно востребованы.

В качестве средства разработки системы автоматизации деятельности классного руководителя  была использована система управления базами данных Microsoft Access, являющаяся в настоящее время одной из самых популярных настольных систем управления базами данных.

Выбор этой программы обусловлен следующими факторами.

Во-первых, Microsoft Access представляет собой полнофункциональную систему управления базами данных, в которую входят различные объекты: таблицы с данными, формы для ввода данных в таблицы, запросы и отчеты, позволяющие получить различную информацию по данным из таблиц, а также макросы и модули для дополнительного программирования. Благодаря тому, что таблицы, запросы, формы, отчеты, модули и макросы являются  самостоятельными объектами, но при этом хранятся вместе в едином файле базы данных, создание связанных по смыслу данных и проверка ограничений целостности, а также создание и модификация таблиц, форм, запросов, отчетов, модулей и макросов значительно облегчается.

В Microsoft Access реализован широкий набор функций, включая связанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных. Благодаря встроенному языку VBA, можно писать приложения, работающие с базами данных.

Во-вторых, пользователям, даже не обладающим глубокими знаниями в области баз данных, легко, быстро и удобно анализировать информацию и готовить отчеты. Существует возможность приступить к работе, используя готовые решения для баз данных, которые можно изменять и адаптировать по мере изменения потребностей.

В-третьих, сведения можно собирать по электронной почте с помощью форм или импортировать их из внешних приложений. Можно создавать и редактировать отчеты, представляющие упорядоченные, отфильтрованные и сгруппированные данные, необходимые для принятия более обоснованных решений.  Кроме того, может быть организовано совместное использование данных с помощью списков Windows SharePoint Services, которые позволяют контролировать историю изменений, восстанавливать удаленную информацию, определять разрешения на доступ к данным и выполнять архивацию через регулярные интервалы времени.

В-четвертых, для обработки таблиц Access использует мощный язык баз данных – SQL (StructuredQueryLanguage – язык структурированных запросов). С помощью SQL можно получить набор данных, который необходим для решения конкретной задачи.

В-пятых, MicrosoftAccess предоставляет дополнительные средства разработки приложений баз данных, позволяющие не только обрабатывать данные в собственных структурах базы данных, но и в других распространенных форматах баз данных.

Вероятно, наиболее мощным качеством Access является возможность обработки данных из электронных таблиц, текстовых файлов, файлов  dBase, Paradox и FoxPro, а также любых баз данных SQL, поддерживающих стандарт ODBC (OpenDataBaseConnectivity). Это означает, что Access можно использовать для создания Windows-приложений, способных обрабатывать данные как сетевого сервера SQLServer, так и базы данных, размещенной на головном компьютере.

Разработанная информационная система для организации деятельности классного руководителя предназначена, главным образом, для хранения данных об учениках, их родителях, сведениях о преподавателях, успеваемости и посещаемости, расписании занятий, хранении сведений о состоянии здоровья учеников, графике проведения мероприятий, графике дежурства.

Проект реализован в Microsoft Access 2007. Информационная система для автоматизации деятельности классного руководителя состоит из: 12 таблиц, 8 запросов, 20 форм, 9 отчетов, включает модуль VBA.

На главной форме расположены кнопки форм, запросов и отчётов.

Рисунок 1. Главная форма

Рисунок 2. Форма Учащиеся

Рисунок 3. Страница Отчет

Автоматизация деятельности классного руководителя  делает его работу более организованной, способствует повышению персональной продуктивности, значительно экономит время и силы, поэтому специализированные программные продукты, автоматизирующие его деятельность, в настоящее время особенно востребованы.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adminschool.ucoz.ru/publ/5-1-0-50

2.      Комплексный проект информатизации образовательных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.km-school.ru/  – КМ ШКОЛА. – 25.12.2015.

3.      Net Школа 3.0: Создание единого информационного пространства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.thg.ru/education/
net_school/onepage.html.   – 14.12.2015.

4. Дробахина А.Н. Методика обучения студентов-бакалавров прикладной информатики проектированию информационных систем // Педагогический опыт: теория, методика, практика: Международная научно–практическая конференция. – Чебоксары, 2015. Т. 1. № 3 (4). – С. 174-176.

5. Дробахина А.Н. Методика обучения проектированию баз данных // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании.  2015, № 4 (37).  С. 56-60.

PDF