ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Раздел: Научные исследования в педагогике

Журнал: Использование и разработка программно-педагогических средств

3 февраля 2010 г.

Авторы: Попова Лариса Владимировна

Л. В. Попова

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

В современном педагогическом пространстве разработана рейтинговая система оценки знаний студентов. Рассмотрим некоторые этапы ее организации в вузе:

- организация такой системы должна структурировать разбиение учебной дисциплины на учебные модули, включающие в себя отдельные темы;

- по каждому модулю составляется подробный перечень всех видов учебной деятельности студента, определяемой преподавателем, в соответствии со спецификой предмета;

- устанавливается максимальная оценка (в баллах), которую студент может получить при стабильной работе;

- рейтинговая оценка складывается на этапах входного, текущего, промежуточного и итогового контроля;

- максимальное и минимальное количество баллов за каждый вид учебной деятельности студента определяется кафедрой и соответствует структуре дисциплины, количеству аудиторных часов и часов, выделяемых на самостоятельную работу студента, значимости отдельных тем и отдельных видов работ для освоения дисциплины;

- разрабатывается система штрафных баллов, за некачественное выполнение каждого вида работ или нарушение дисциплины (опоздание, непосещение, и т.д.);

Основные принципы, на которых базируется рейтинговая система следующие:

- каждая учебная дисциплина структурирована на модули;

- текущая успеваемость студентов предполагает открытость результатов;

- предъявляемые требования к работе студентов должны быть неизменны;

- начисление рейтинговых баллов должно быть объективным и регулярным;

- все участники образовательного процесса должны строго соблюдать правила положения о рейтинговой системе.

Функционирование рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, как и цель ее внедрения, направлены на повышение качества обучения:

- планирование студентом индивидуальной траектории изучения учебного модуля и накопление рейтинговой оценки, за счет выполнения им тех видов деятельности, в которых он может проявить себя более успешно;

- индивидуальный подход к оцениванию работы студента, активизация его самостоятельной работы;

- регулярный подсчет рейтинговых баллов стимулирует текущую работу студента, повышает его потенциал и самооценку, и как следствие интерес к изучению дисциплины;

- стабильная работа студента в семестре обеспечивает возможность получения оценки за зачет или экзамен.

По результатам внедрения рейтинговой системы оценивания можно выявить следующие трудности по ее организации:

1)            Рейтинговая оценка по каждой отдельной дисциплине состоит из суммы баллов, накопленных студентом за семестр. По итоговым  выявляют лучшего студента на факультете по отдельной дисциплине или по отдельным видам деятельности, и т.д. Но не все преподаватели могут разработать объективные правила по оцениванию, в силу недостаточного уровня подготовки.

2)            Требуется большая подготовительная работа по созданию материалов по всем видам учебной деятельности, в том числе,  организации текущего контроля.

3)            Для многих студентов гуманитарных специальностей возникают трудности в организации регулярной самостоятельной работы.

4)            Студенты технических специальностей легко просчитывают схему накопления баллов  и не используют некоторые виды деятельности (например,  не учат теорию) и др.

Тем не менее, мы считаем, что рейтинговая система оценки может существенно повлиять на уровень качества современного образования. При организации работы учебного заведения с применением рейтинговой системы оценки, необходимо учитывать не только ее положительные аспекты, но и возможные трудности.

PDF