ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Раздел: Научные исследования в педагогике
Журнал: Использование и разработка программно-педагогических средств
3 февраля 2010 г.
Авторы: Попова Лариса Владимировна
Л. В. Попова
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
В современном педагогическом пространстве разработана рейтинговая система оценки знаний студентов. Рассмотрим некоторые этапы ее организации в вузе:
- организация такой системы должна структурировать разбиение учебной дисциплины на учебные модули, включающие в себя отдельные темы;
- по каждому модулю составляется подробный перечень всех видов учебной деятельности студента, определяемой преподавателем, в соответствии со спецификой предмета;
- устанавливается максимальная оценка (в баллах), которую студент может получить при стабильной работе;
- рейтинговая оценка складывается на этапах входного, текущего, промежуточного и итогового контроля;
- максимальное и минимальное количество баллов за каждый вид учебной деятельности студента определяется кафедрой и соответствует структуре дисциплины, количеству аудиторных часов и часов, выделяемых на самостоятельную работу студента, значимости отдельных тем и отдельных видов работ для освоения дисциплины;
- разрабатывается система штрафных баллов, за некачественное выполнение каждого вида работ или нарушение дисциплины (опоздание, непосещение, и т.д.);
Основные принципы, на которых базируется рейтинговая система следующие:
- каждая учебная дисциплина структурирована на модули;
- текущая успеваемость студентов предполагает открытость результатов;
- предъявляемые требования к работе студентов должны быть неизменны;
- начисление рейтинговых баллов должно быть объективным и регулярным;
- все участники образовательного процесса должны строго соблюдать правила положения о рейтинговой системе.
Функционирование рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, как и цель ее внедрения, направлены на повышение качества обучения:
- планирование студентом индивидуальной траектории изучения учебного модуля и накопление рейтинговой оценки, за счет выполнения им тех видов деятельности, в которых он может проявить себя более успешно;
- индивидуальный подход к оцениванию работы студента, активизация его самостоятельной работы;
- регулярный подсчет рейтинговых баллов стимулирует текущую работу студента, повышает его потенциал и самооценку, и как следствие интерес к изучению дисциплины;
- стабильная работа студента в семестре обеспечивает возможность получения оценки за зачет или экзамен.
По результатам внедрения рейтинговой системы оценивания можно выявить следующие трудности по ее организации:
1) Рейтинговая оценка по каждой отдельной дисциплине состоит из суммы баллов, накопленных студентом за семестр. По итоговым выявляют лучшего студента на факультете по отдельной дисциплине или по отдельным видам деятельности, и т.д. Но не все преподаватели могут разработать объективные правила по оцениванию, в силу недостаточного уровня подготовки.
2) Требуется большая подготовительная работа по созданию материалов по всем видам учебной деятельности, в том числе, организации текущего контроля.
3) Для многих студентов гуманитарных специальностей возникают трудности в организации регулярной самостоятельной работы.
4) Студенты технических специальностей легко просчитывают схему накопления баллов и не используют некоторые виды деятельности (например, не учат теорию) и др.
Тем не менее, мы считаем, что рейтинговая система оценки может существенно повлиять на уровень качества современного образования. При организации работы учебного заведения с применением рейтинговой системы оценки, необходимо учитывать не только ее положительные аспекты, но и возможные трудности.