О РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ
Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)
Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ
11 мая 2016 г.
Авторы: Можаров Максим Сергеевич , Пецевич М. Р.
М. С. Можаров, М. Р. Пецевич
О РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ
В школах СССР учебная дисциплина информатика появилась в 1985-м году одновременно с первым учебником Андрея Петровича Ершова «Основы информатики и вычислительной техники».
С этого момента в сфере школьной информатики произошли серьезные изменения. В школах появилась компьютерная техника, ее модернизация происходит непрерывно; скорость вычислений стала заметно быстрее, размеры уменьшились и теперь она стоит в каждом доме в каждом классе, ею пользуется преподаватели предметники для обучения детей среднего звена и старших классов, компьютеры активно используются в вузах и сузах. Накоплен очень большой методический материал, которым преподаватели могут обмениваться посредством Интернета. Также в процессе обучения и преподавания у каждого педагога скапливаются большие объемы дидактических материалов, которые он может использовать на уроке. Эти материалы хранятся в компьютере в электронном виде, либо в распечатанном виде на полках в классе.
Считаем, что для того, чтобы оптимизировать и ускорить работу преподавателя с этой информацией, необходимо спроектировать информационную систему, состоящую из данных, отражающих необходимый компонентный состав по техническим и дидактическим средствам кабинета информатики. Был проведен анализ предметов учета более 20 кабинетов информатики. Приведем их первичную классификацию.
Технические средства - включают все единицы компьютерной и оргтехники, кондиционеры, ионизаторы и увлажнители воздуха, интерактивные доски, колонки, принтеры, копировальные аппараты, МФУ, наушники, система сигнализации и пожаротушения и т.д.
Дидактическая часть - включает в себя все наработки по обеспечению образовательного процесса: программные средства, фонды оценочных средств, учебно-методические и научно-методические материалы, плакаты, стенды, раздаточный материал, наглядные пособия, задачники, учебники.
Учет таких средств исторически - задача учителя информатики. Этот аспект его работы – сложная процедура, включающая в себя большое количество процессов, начиная от отслеживания нормативно-правовой документации, заканчивая обеспечением преподавания дисциплины «Информатика и ИКТ» для нескольких параллелей классов. Обучение - это многогранный процесс, включающий в себя поиск различных путей хранения и донесения до ученика большого количества информации, которая, реализуясь в практической деятельности, должна быть доступна при поиске и хранении. Кроме того, преподаватель кабинета информатики несет ответственность за жизнь и здоровье учеников, за их режим работы и отчитывается перед руководством образовательного учреждения (перед директором, завучем, завхозом), готовит материалы для различных проверяющих органов, связанных с условиями работы кабинета. Поэтому сосредоточились над упрощением хранения и поиска информации по изложенным направлениям.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке информационной системы, позволяющей упростить и облегчить деятельность учителя информатики, обеспечить оптимизацию пространства кабинета информатики, эффективный учет и хранение учебных методических пособий, ускорение работы и повышение результативности действий во время урока, упрощения и ускорения выдачи отчетов по запросам руководства образовательного учреждения, контроль исправного состояния техники.
Для систематизации предметной области построим модель «AS – IS», отображающую реальное состояние деятельности преподавателя для выявления «узких мест» (рисунок 1).
Рисунок 1. Модель AS-IS
При разработке проектов по решению проблемы и выявлению узких мест обычно следом за моделью AS – IS составляется модель TO – BE, в ней отражено внесение предполагаемых улучшений, которые следом будут использованы в проектировании. Однако в нашем случае рассматривается процесс ускорения работы преподавателя с ресурсами знаний, который приходит к уменьшению использования бумажных носителей и структуризации имеющейся информации. Поэтому модель TO – BE в нашем случае смежна с моделью AS – IS.
Таким образом, можно сформировать деятельностную структуру предметной области:
- выполнение задач кабинета информатики;
- реализация процесса обучения;
- ведение базы данных нормативно правовых документов и исполнение норм и правил на территории кабинета информатики;
- составление отчетности для руководства образовательного учреждения по всем видам происходящей деятельности;
- составление отчетностей инвентаризации;
- составление отчетностей по покупке, ремонту, списанию оборудования;
- ведение базы дидактических материалов;
- поиск и сохранение информации для дополнительного обучения;
- работа с наглядными и раздаточными материалами.
Упрощенный процесс работы преподавателя в базе данных выглядит следующим образом. Вся хранящаяся информация делится на две категории. К первой категории относятся технические средства, представляющие собой все компьютеры, периферийные устройства и их характеристики. Вторая категория – это все виды всевозможных документов и материалов текстового, аудио и видео плана, необходимых для функционирования кабинета информатики.
Неоспоримым плюсом разрабатываемой информационной системы является ее узкая направленность на определенный сектор процессов функционирования развивающейся отрасли информатики в образовании. База данных учитывает правила, специфику образовательного процесса, помогает в быстром составлении отчетностей преподавателю.
Запросы осуществляются по надобности различных должностных лиц:
- педагога для ведения обучающей деятельности;
- завхоза по состоянию мебели компьютерного класса;
- директора по различным требованиям широкого направления;
- различных проверяющих органов.
Сбор и реализация запросов производится преподавателем. Отчетная форма в виде таблицы выводится на печать.
Преподаватель информатики отслеживает изменения нормативно-правовых документов, вносит обновления в базу данных, реструктурирует свой кабинет согласно изменяющимся нормам и делает отчеты для проверки (что было сделано и за какой промежуток времени).
Преподаватель закреплен за кабинетом, в котором он обучает информатике различные классы. В этом кабинете находятся все единицы техники, необходимой для обеспечения образовательного процесса, так же в нем содержатся различного вида обучающие материалы для разных классов учеников.
Основная задача данного проектирования – разработка системы автоматизации хранения и использования большого количества информации, отвечающей за соответствующий процесс предметной области. Выделим сущности и связи между ними:
- Кабинет (№ кабинета).
- Климатическое оборудование (Название, Кабинет, Параметры).
- ПК (Название компьютера, Кабинет, Параметры, Направление модернизации).
- Преподаватели (Кабинет, ФИО, Адрес, Телефон, Образование, Методические материалы, Повышение квалификации).
- Типы классов (Тип класса, Параметры процесса обучения).
- Материалы для преподавателя (Учебно-методические, научно-методические материалы, Технические средства, Программное обеспечение, Дидактические материалы, Тип класса).
- Справочник дидактических материалов (Название, Тип, Применение, Обновление);
- Учебные материалы (Название, Тип, Ссылка, Ответственный преподаватель, Файл);
- Нормативно-правовые документы (Название, Год выхода, Тип, Ссылка, Ответственный преподаватель, Документ).
- Наглядные пособия (Название, Дата внесения, Дата обновления).
- Раздаточный материал (Тип материала, Название, Ссылка, Файл, Дата внесения, Дата обновления, Ответственный преподаватель.).
- Модели (Название, Ссылка, Файл).
- Таблицы (Название, Ссылка, Файл).
- ПО – (Тип ПО, Версия, Ключ, Дата установки).
- Периферийное оборудование (Тип, Название, Инв_номер, Дата начала эксплуатации, Дата проверки, Дата обновления, Дата списания).
Информационная система, разрабатываемая нами, служит для реализации следующих функций:
1) ввода, обновления и хранения необходимой информации.
2) реализации различных запросов:
· технических характеристик кабинета информатики;
· состояния подготовки под требования ФГОС;
· состояния подготовки кабинета под требования СанПиН;
· состояния мебели;
· ответственных преподавателей за обучением классов параллелей.
· и др.
3) вывод ответов на запросы в виде списков и таблиц в отчетах, которые возможно распечатать, переслать по почте и т.д.
Постоянное обновление, дополнение и изменение информации и сущностей предъявляют определенные требования к информационной системе:
- к информации, содержащейся в базе данных – достоверности, значимости, понятности.
- к реляционной БД - соответствие нормальным формам – целостности данных, отсутствия повторений, отсутствия связей «многие - ко- многим».
- к СУБД - полнота содержания и раскрытия информации, возможность образования различных запросов, легкость в использовании, скорость и надежность работы.
Представление БД в свете указанных требований улучшает удобства в ее использовании. В случае использования БД ввод информации представляет собой выбор необходимых сведений из списков. Это значительно повышает скорость ввода информации и, как следствие, скорость работы в системе. Так же это помогает избежать ввода ошибочных, несуществующих параметров.
После проектирования физической модели таблицы заполняются содержимым последовательно для того, чтобы информация распределялась адекватно структуре построения таблицы.
Преподаватель при работе с программой имеет возможность внести информацию об объекте, изменить ее, удалить.
Рисунок 2. Макет кнопочной формы
Рисунок 2 отражает суть переходов между разделами хранящейся информации, так же на каждом подменю должна содержаться кнопка «Назад» для возврата в предыдущее подменю и основное меню, для удобства навигации. Основное меню содержит кнопку «Выход» для закрытия окна при окончании работы пользователя с приложением.
Таким образом описана информационная система учета технических средств и дидактических материалов школьного кабинета информатики. Информационная система позволяет упростить и облегчить деятельность учителя информатики, обеспечить: оптимизацию пространства кабинета информатики, эффективный учет и хранение учебных методических пособий, ускорение работы и повышение результативности действий во время урока, упрощения и ускорения выдачи отчетов по запросам руководства образовательного учреждения, контроль исправного состояния техники.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Можаров М.С. Формирование профессиональной мобильности будущего учителя информатики // Педагогическая информатика. 2009. №3. С. 31-37.
2. Можаров М.С. Интегративная деятельность учителя информатики в социокультурном и педагогическом аспектах // Мир науки, культуры, образования. 2009. №7-2. С. 201-202.
3. Можаров М.С., Можарова А.Э. Профессиональная подготовка учителя как субъекта организационной культуры // Педагогическое образование и наука. 2014.
4. Диго С.М. Создание баз данных в среде СУБД Access 2000, часть 2, методология проектирования. - М.: МЭСИ, 2006.
5. Мартин Дж. Планирование развития автоматизированных систем. - М.: Финансы и статистка, 1984.
6. Единая система программной документации. ГОСТ 19.001. - М.: ИПК Издательство стандартов , 1998. - 164 с.
7. Скотт Ф. Уилсон. Принципы проектирования и разработки программного обеспечения: Учебный курс MCSD. Пер. с англ. - М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2000. - 608 с.
8. Знания Allbest, Проектирование. [Электронный ресурс ]. -– Режим доступа:http://knowledge.allbest.ru/programming/3c0a65625a2ac78a4c53b88521316c37_0.html Заглавие с экрана. (Дата обращения: 24.12.2015).