О РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Раздел: Материалы I Всероссийской очно-заочной практической конференции "Математика, физика, информатика:проблемы и перспективы современного образования" (Новокузнецк, февраль 2016)

Журнал: Проблемы и перспективы современного образования в области информатики и ИКТ

11 мая 2016 г.

Авторы: Можаров Максим Сергеевич , Черданцева А. В.

М. С. Можаров, А. В. Черданцева

О РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Деятельность людей, различных организаций и предприятий в большой степени зависит от их информированности, возможности быстрой и качественной обработки информации. Под обработкой информации понимается трудоемкая последовательность действий, включающая в себя сбор нужной информации, её фильтрацию, осмысление, анализ.

В зависимости от того, насколько серьезные проблемы решаются, и какой результат хотят получить в конце, количество обрабатываемой информации возрастает, что серьезно усложняет работу специалистам, либо совершенно невозможно без привлечения специальных технических средств.

Данная проблема не обошла стороной и образовательную систему. В дошкольных, общеобразовательных учреждениях, в среднем и высшем профессиональных образованиях, широко используются различные технические средства. Из года в год все больше образовательных организаций могут себя назвать технически оснащенными: внедряются компьютеры, мультимедийные и интерактивные комплексы для повышения интереса к обучению, большей эффективности и удобности. Различные организационные вопросы так же решаются с помощью компьютеров, информационных систем.

Информационные системы пронизывают практически все ступени образования. Они помогают директору, завучу школы и даже обычному учителю, предоставляя нужную информацию и помогая систематизировать её и использовать в своих целях.  Существуют различные автоматизированные информационные системы: функционирующие, например, на региональном, городском уровне или написанные специально для удовлетворения потребностей определенной школы.

 Информационная система может включать в себя сразу несколько решаемых задач, например одновременно отвечать за ведение электронного журнала, дневника; контролировать посещение уроков учащихся, их питание в столовой, хранить в себе данные о всех обучающихся. Зачастую школы заказывают  АИС для какого-то одного определенного вопроса. Уже сейчас широко распространены информационные системы,  разработанные специально для библиотек школ, завуча, классного руководителя,  решения финансовых  проблем, научной деятельности и многого другого.

Существуют сферы деятельности школы, которые еще слабо охвачены компьютеризацией, но имеют огромное значение для получения полноценного образования. К этой группе можно отнести работу школьного психолога, которая проводится в каждой школе, но мало где их организация обеспечивается посредством компьютера.

Мы проанализировали школьные сайты Новокузнецка и других городов России.

 На многих сайтах можно увидеть такие разделы, как «Советы психолога», «Уголок психолога», «Страничка психолога», где психолог размещает полезную информацию для родителей, учеников, учителей. В некоторых школах психологом публикуется информация для детей по профессиональной ориентации.

К сожалению, мало школ рассказывают на своих сайтах о деятельности психолога в стенах школы. Школа № 107 (г. Новокузнецк), одна из немногих, которая описала происходящий в ней процесс информатизации, отметив немаловажную роль участия педагога – психолога.

В школе – интернате № 38 (г. Новокузнецк) имеется психологическая служба, которая активно занимается просвещением и диагностикой учеников через школьный сайт. Педагогом - психологом разрабатываются тесты, пишутся советы для участников образовательного процесса в программе для создания презентаций, после чего они выкладываются в сеть. Кроме того специалист этой школы ведет собственный блог, в котором так же публикует важную и полезную информацию, отчеты о проделанной работе и планы на дальнейшую деятельность.  Так же в блоге можно лично обратиться к психологу  и получить ответы на интересующие вопросы дистанционно.

Школа № 30 (г. Калтан) организовала «Школьную службу примирения», которая призвана решать конфликты между участниками образовательного учреждения и заниматься профилактикой конфликтных ситуаций. Здесь задействованы и педагог – психолог, и социальный работник, и классный руководитель. Для реализации данной задумки широко применяются информационные технологии, детям показываются тематические презентации, разрабатываются компьютерные анкеты, тесты, опросы, через которые психолог проводит такие виды деятельности, как просвещение, диагностика, коррекционно – познавательная работа.

Анализ сайтов разных городов России, показал, что вышеописанные проекты реализуются во многих школах и что во всех школах разный уровень информатизации. Это подтверждает актуальность данной статьи - психологов школ нужно технически оснащать и развивать информатизацию их деятельности, где она уже присутствует.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Должность психолога в школах появилась более 20 лет назад, тогда её в большинстве своём занимали по совместительству учителя – предметники, которые прошли курсы психологии и  вряд ли могли эффективно справиться с этой работой. Поэтому позднее, около 10 лет назад, эта сфера деятельности стала заполняться квалифицированными кадрами, закончившими специализированные учебные заведения. В общем представлении психолог – это специалист, призванный помочь найти выход в сложной ситуации, лучше узнать себя.

Основная задача психолога в школе  - сопровождение ребёнка в процессе учебной деятельности. Для этого педагог – психолог должен взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, а также стать соратником учителям и классным руководителям, помогать им и направлять их деятельность в нужное русло.

В одних школах ставки психолога сокращаются, в других эти ставки, как и раньше, занимают учителя, но есть и такие школы, в которых работает даже не один квалифицированный специалист, а появляются целые психологические службы. По статистике, родители все же отдают предпочтение и доверяют больше тем школам, где есть психолог.

Стандартно принято считать, ставку школьного психолога, равную 36 часам работы в неделю. Из них 18 часов работы уходит непосредственно на личное общение с людьми. Другие 18 часов тратятся на подготовку рабочего материала, обработку результатов своей работы, написание отчетов и рекомендаций, как для всего класса, так и по каждому ученику отдельно, написание отчетов о проделанной работе и много другого. Это очень тяжелая и трудоёмкая работа, если к ней подходить серьёзно и с заинтересованностью, то 36  часов в неделю будет мало. Поэтому многие осознают сейчас важность именно подготовленных людей, которые осознанно выбирали данную профессию для более эффективной работы, а некоторые даже нанимают не по одному психологу и автоматизируют их работу.

Рассмотрим виды деятельности школьного психолога, полученные нами интегрально с сайтов образовательных учреждений.

ДИАГНОСТИКА

Включает в себя диагностику познавательной сферы и эмоционально – волевой и  мотивационной сферы.

В познавательной сфере исследуется:

внимание ребенка (каждый ребенок индивидуален, у всех свой темп работы). Например, кто-то начинает включаться в учебный процесс с первой минуты урока, а кому-то потребуется перед этим 10 минут настраиваться; кто-то в начале урока быстро и с интересом решает все задачи, а к концу урока становится рассеянным, кто-то наоборот в конце урока включится и начнет увлеченно решать примеры, правда из-за этого может часто не успевать с контрольными. Диагностика этой стороны познавательной сферы ребенка может помочь учителю организовать группоцентрированный подход к обучению).

Интеллектуальное развитие (происходит у каждого ребенка в индивидуальном порядке), кто-то сразу схватывает новый материал, кому-то требуется несколько раз его прослушать. Диагностика интеллектуального развития так же помогает в организации учебной деятельности).

Память (диагностика позволяет выявить к какой группе по восприятию информации относится ученик). Различают визуальное и аудиальное восприятие – самые распространенные. Но бывает и так, что для усвоения какой-либо информации ребенку надо «потрогать» её своими руками - это кинестетики. Например, чтобы запомнить как пишется какая-то цифра им надо её нарисовать яркими красками, вылепить из пластилина и т. п.).

В эмоционально – волевой и мотивационной сфере исследуется:

- самооценка учащегося (какого самооценка, причины неадекватной самооценки);

- уровень тревожности учащегося (чего боится ребенок, что вызывает у него стресс и как это отражается на учебном процессе);

- уровень мотивации (игровая, познавательная, мотивация на общение)

Проведя диагностику всего вышеперечисленного, психолог может существенно повлиять на качество образования. А изучив диагностику в динамике можно выявить проблемные зоны,  способности к точным наукам, предрасположенность какой-либо профессиональной деятельности и многое другое.

Методы диагностики: тестирование; метод исследования деятельности ребенка; метод исследования документов ребенка; беседа с родителями и учителями; анкетирование; наблюдение в процессе деятельности; эксперимент.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Необходимо результаты диагностики донести до заинтересованных лиц, объяснить, что необходимо предпринять в каждом случае, зачем это необходимо и причины возникновения этого самого случая.

Консультируются: родители или замещающие их лица; педагогический состав; администрация школы; учащиеся.

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Проводится только с письменного согласия родителей. Осуществляется как в познавательной сфере, так и в эмоционально - волевой и мотивационной. Занятия могут проходить в индивидуальном порядке, либо в группах, в зависимости от сферы и целей коррекции и развития ребенка.

ПСИХОПРОСВЕЩЕНИЕ

Задача специалиста  - заранее рассказать родителям и педагогическим работникам о возможных проблемах в эмоциональном состоянии ребенка и путях их решения. Например, часто во втором классе у ребенка случается понижение самооценки и мотивации к обучению из-за ввода пятибалльной системы оценивания. Чтобы заранее подготовить ребенка к смене системы оценивания и адаптации к ней, педагог - психолог должен оповестить всех заинтересованных лиц о приближении этого периода в учебной деятельности и проконсультировать, как и что должен сделать для этого каждый из них.

Психопросвещение можно провести на родительском собрании, а можно выложить информацию на сайт школы в разделе «Для родителей».

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Психолог должен не выбрать подходящую профессию для ребенка, а подготовить его к самостоятельному выбору профессии. Для этого школьным психологом проводится следующая работа:

Донесение до детей информации о существующих профессиях; о показаниях и противопоказаниях к труду; о трудностях, возникающих в каждой сфере; о востребованности профессии; о том, что способствует успеху в данной профессиональной области; о перспективах.

Проведение диагностики, собеседований и тестов с учениками.

ПСИХО-ПРОФИЛАКТИКА

Педагог – психолог сам или через педагогический коллектив, должен донести до  детей, что такое здоровый образ жизни, его важность, какие виды спортивный деятельности бывают и как влияют на здоровье человека, полезность танцевальных, музыкальных, театральных и других занятий.  Кроме этого нужно дать понять ребенку, что наркомания, табако – курение вредны для человека, дать представления об их последствиях; предотварить действия связанные с право – нарушениями, рассказав о том как себя нужно правильно вести, чего ни в коем случае нельзя делать и почему.

Шесть вышеперечисленных видов деятельности являются основными в работе школьного педагога – психолога. Но есть и другие, которыми занимаются не все психологи.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Экспериментальная работа есть не во всех школах, часто проводится для повышения рейтинга, статуса школы. Эксперимент в школе может проявлять по – разному, может формироваться класс с определенным уклонном (художественным, математическим и т.д.), могут внедряться какие-то информационный технологии и другое. Психолог сопровождает экспериментальную деятельность среди педагогов и учеников, для этого требуется повышенное внимание, важно разглядеть как влияют новвоведения на различных учеников и дать рекомендации по коррекции этой деятельности при необходимости.

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Требует огромной самоотдачи от специалиста. Им разрабатывается подробный годовой план, график работы, формируются многочисленные отчеты, подготавливаются материалы для работы, для участия в различных мероприятиях городского и регионального уровня, ведется разработка коррекционных и развивающих программ и т. д.

Также приводятся другие направления работы психолога, но на сайтах образовательных учреждений эти направления представлены единично. Следует учитывать, что на многих сайтах приведены направления по обеспечению адаптации учащихся при переходе от одних ступеней школьного образования - к другим: адаптация первоклассников.  адаптация пятиклассников, адаптация десятиклассников.

Также мы попытались систематизировать проблемы профессиональной сферы, которые указываю сами школьные психологи.

1. В каждой школе своя специфика работы, часто без устойчивых разработанных алгоритмов её организации;

2. Не каждый понимает важность психологической поддержки и воспринимает всерьез работу педагога – психолога;

3. Многие нуждающиеся в психологической помощи не хотят идти на контакт по различным причинам, часто родители препятствуют общению ребенка и психолога;

4. Педагогический коллектив бывает отрицательно настроен проведению диагностики и коррекционной работе их деятельности. 

И основной проблемой большинство профессионального сообщества считают недостаточность средств автоматизации и информатизации профессиональной деятельности.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Информатизация меняет устоявшиеся  взгляды общества на то, что должен уметь делать и как должен делать специалист той или иной области. В наше время специалист по психологии должен:

-        владеть навыками использования компьютера для решения практических задач;

-        свободно владеть технологиями доступа к локальным и глобальным сетевым ресурсам;

-        знать тенденции развития информационных технологий и возможности их применения в психологической практике.

Рассмотрим подробнее, какие виды деятельности школьного психолога, а так же каким образом, может охватить процесс информатизации.

ДИАГНОСТИКА

Система автоматизированной диагностики должна включать в себя следующее:

-        конструктор тестов  (с его помощью специалист может перенести нужные профессиональные методики в электронный вариант, создать собственные тесты, опросы, анкеты для учащихся, учителей и родителей.  Со временем накапливается своя электронная библиотека, банк тестовых вопросов, которые в дальнейшем пригодятся в работе специалиста);

-        компьютерная диагностика (предоставляет возможность тестирования сразу нескольких учащихся по одному или разным вопросам без обязательного присутствия педагога-психолога. Ребенок читает инструкцию и приступает к выполнению теста, для некоторых групп детей тестирование сопровождается звуковой инструкцией. Большим преимуществом является автоматическая обработка результатов, благодаря которой остается время на другую работу, личные беседы и консультации);

-        обработка информации (самый тяжелый вид работы, который облегчает использование компьютера в качестве средства подсчета результатов тестирования. Кроме этого данные заносятся в таблицы, которые можно распечатать и использовать при консультировании или в отчетах);

КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

-        Развивающие компьютерные игры (в таких играх моделируются различные ситуации, необходимые психологу для достижения целей. Перед обычными играми имеют следующие преимущества: лучшая графика, интерактивность, подвижность персонажей).

-        Развивающие компьютерные тренажеры (нацелены на развитие определенного качества ребенка, например, тренировки внимания, мышления или восприятия. Чаще используют в индивидуальном порядке под наблюдением педагога-психолога).

-        Медиауроки (часто педагоги-психологи проводят уроки по психологии. Использование мультимедиа — технологий помогает с большей эффективностью донести до слушателей материал. Специалисты создают привлекательные презентации, которые доносят до аудитории с помощью мультимедийных и интерактивных комплексов. Так же медиауроки распространяют на различных носителях информации для возможности самостоятельной работы дома или работы с родителями).

-        Мультстудии (позволяют детям совместно с психологом создавать мультфильмы, в которых моделируется определенная  ситуация, имеющая коррекционное или развивающее значение);

-        Психологические компьютерные программы (программы типа аутотренинга, расслабляющие, стимулирующие, развивающие. Помогают снять физическое напряжение, стресс и оптимизировать умственную деятельность).

ПСИХПРОСВЕЩЕНИЕ, ПСИХО-ПРОФИЛАКТИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Эти виды деятельности психолога осуществляются  через использование  следующих инструментов ИКТ: CD-фильмы; Школьный веб-сайт; Сетевое взаимодействие; Медиапрезентации.

ОРГАНИЗАЦИОННО — МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

-       Составление отчетов (обработанная с помощью компьютера информация легко и быстро переносится на бумажные носители в различных формах представления: таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т. д.).

-       Хранение результатов.

-       Электронная библиотека (позволяет систематизировать и быстро находить данные);

-       Психологические паспорта детей (база данных, хранящая всю информацию о детях, с которыми проводилась психологическая работа. Позволяет быстро отыскать нужного учащегося по фамилии).

Интернет предоставляет массу возможностей для работы специалиста и личностного развития. Так, педагог - психолог посредством интернета может повысить свой профессиональный уровень, пройдя дистанционное обучение, участвуя в различных интернет — олимпиадах, читая электронные книги по психологии и т. д.

В некоторых школах информатизация продвинулась дальше других учебных заведений, привнеся с собой дистанционную школьную психологическую службу. Вид деятельности дистанционной службы такой же, как и у привычной всем школьной психологической службы.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Исходя из всего вышесказанного, опишем информационную систему, которая обеспечит повышение эффективности работы школьного психолога с использованием современных ИКТ.

У каждого пользователя в системе должна быть своя учетная запись с различными правами, вход в которую осуществляется путем ввода логина и пароля:

-        педагог - психолог  (обладает самыми большими правами в информационной системе; имеет возможность редактирования и добавления нового контента, решает практические задачи; анализирует свою работу; проводит дистанционные занятия; заносит данные о проводимой работе, формирует отчетные материалы и т. д.);

-        ребенок (имеет доступ к тем разделам информационной системы, которые откроет для него педагог – психолог.  Это различные тесты,  игры, тренажеры, медиауроки, в которых ученик нуждается на данном этапе);

-        педагогический состав (так же имеет доступ к тем разделам информационной системы, которые для него разработал специалист. Это могут быть различные диагностики для педагогического коллектива, важная информация, рекомендации по ведению педагогической деятельности. Классные руководители могут видеть результаты диагностики своих учеников, кому из них нужна работа с психологом и в каком виде,  характеристику по каждому ученику и классу в целом);

-        родители  (видят важную информацию, предоставляемую специально для них специалистом; психо – эмоциональный портрет своего ребенка и его класса в целом, рекомендации по воспитанию, прогресс прохождения развивающих и коррекционных программ).

Информационная система должна быть разработана таким образом, чтобы пользователи могли войти с любого компьютера, в любом месте и в любое удобное время; иметь базу данных, в которой хранятся важные  данные об учителях и  родителях, психологические паспорта детей, включающие в себя два основных раздела:

-        Общие сведения об учащемся (ФИО, дата рождения, медицинские сведения, состав семьи, увлечения и т. д.).

-        Характеристика педагога (индивидуальные особенности, характеристика учебной деятельности, сведения психолога, особенности поведения, познавательной деятельности, личности, возможные формы работы и т.д.).

-        Интерфейс программного продукта должен быть прост и понятен всем пользователям, начиная от маленького ребенка.

-        Педагоги – психологи часто самостоятельно разрабатывают различные методики, диагностики, добавляют контент, поэтому в разрабатываемой системе должны быть внедрены удобные инструменты для осуществления этих действий с прилагаемой инструкцией. 

В процессе деятельности специалиста будет накапливаться множество методической информации, которую надо систематизировать, которая понадобится психологу еще не раз. Поэтому обязательно должна присутствовать электронная библиотека и банки тестов, заданий, игр, тренажеров и т. д.

Электронная система тестирования дает возможность протестировать одновременно несколько учеников или даже несколько классов, автоматически обрабатывать результаты и сохранять их, отправляя в виде отчетов педагогу – психологу, который должен хранить их в своем журнале учета видов деятельности.

В журналах учета видов деятельности хранятся отчеты по диагностике и работе с учениками, учителями, родителями; общие отчеты по проводимой работе и т. д. 

Для осуществления дистанционной психологической деятельности требуется:

-        создание электронной библиотеки для учителей, родителей         и учеников по актуальным проблемам;

-        предоставление диагностических и коррекционно – развивающих материалов для детей, доступных для прохождения онлайн из любого места, в любое время;

-        организация возможности консультирования различных групп в режиме онлайн;

-        проведение психологических тренингов, личных бесед дистанционно;

-        организация форумов и чатов;

-        рассылки, осуществляемые дистанционной психологической службой, и содержащие в себе единую информацию для педагогов, родителей, детей определенной возрастной категории, касающихся возрастных особенностей данного периода; рекомендации для избегания трудностей; информирование родителей о результатах диагностики и проведения других психологических работ с детьми.

Главными разделами в нашей информационной системе будут являться:

-        база данных;

-        электронная библиотека;

-        банки коррекционно – развивающих средств;

-        журналы учета видов деятельности;

-        система дистанционной психологической деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели деятельность школьного психолога и описали требования к информационной системе позволяющей организовать его деятельность.

Проведя аналитическую работу, мы пришли к выводу об актуальности проектирования и разработки такой системы, определила цели и задачи внедрения информационных систем в работу педагога – психолога, сделали подробный обзор видов и направлений деятельности психолога в школе. Рассмотрели информатизацию, как инструмент повышения эффективности его работы.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.    Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. -  М.: РАО, 1994. - 228 с.

2.    Битянова  М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство,  1998. - 299 c.

3.    Можаров М. С., Можарова А. Э. Профессиональная подготовка учителя как субъекта организационной культуры // Педагогическое образование и наука. – 2014.

4.    Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: Учебное пособие. – М.: Бином, 2005. – 406 с.

5.     Уваров А.Ю. Информатизация школы: Вчера, сегодня, завтра. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 504 c.

PDF