ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Борисевич А. В.

А. В. Борисевич

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Современная жизнь требует гибкости мышления и творческого подхода к решению проблем. Насколько продвинется вперёд общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом, а значит и познавательной активностью подрастающего поколения. Использование информационных технологий создаёт атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности учащихся.

В окружении телевизионных экранов и мониторов компьютеров выросло уже целое поколение школьников, которое от предыдущих отличается особым способом восприятия информации: у современных детей, сидящих за школьной партой, очень высока потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции.

Таким образом, появление в школе средств обучения нового поколения естественно и оправдано. К таким средствам обучения относятся электронные интерактивные доски.

Существует целый ряд факторов подтверждающих эффективность использования интерактивной доски  на уроках в начальной школе:

1) Усиление наглядности и «яркости» обучения. Работа с доской, сопровождаемая красочными иллюстрациями, вызывает больший интерес и лучше усваивается, чем изложение и использование того же самого с помощью мела и доски.

2) Использование ИД  на уроках развивает критичность, инициативность, гибкость, самостоятельность мышления, учит структурировать информацию. Развитие таких умений и навыков очень полезно при современных объемах информации.

3) ИД способствует развитию познавательной мотивации.

4) Экономится учебное время на уроке, интенсификация обучения.

5) Осуществляется развитие творческих способностей учащихся.

6) Происходит  соединение изучаемого материала и навыков в области ИКТ.

7) Расширяются  виды деятельности на уроке.

Интерактивный комплекс позволяет  демонстрировать ученикам:

  • мультимедийные  презентации, содержащие изучаемый материал;
  • иллюстративный материал  (фотографии, рисунки, схемы);
  • текстовый материал;
  • материал, оформленный в виде таблиц;
  • видеоматериал;
  • комплексный материал, содержащий тренировочные задания и задачи с интерактивной проверкой и без нее.

Задания, которые подбираются для развития творческих способностей на уроках, условно можно разделить на группы, по характеру выполняемых на интерактивной доске действий (см. схему).

В первую группу (пассивные) входят задания, которые не предполагают самостоятельных действий на интерактивной доске.

Во вторую группу (активные) входят задания, требующие от учащихся самостоятельных действий на интерактивной доске. В свою очередь, они делятся на задания на перемещение, соотнесение, выбор, дополнение и коррекцию.

Пассивные задания служат для постановки учебной задачи. Они используются для фронтального обсуждения со всеми учащимися класса. В ходе работы младшие школьники наблюдают, анализируют, делают выводы, строят гипотезы, что способствует развитию инициативы, самостоятельности, критичности мышления и, в целом, творческих способностей учащихся.

Например, при знакомстве с распределительным свойством умножения относительно сложения учащимся предлагается найти площадь прямоугольника АКМЕ, выведенного на экран интерактивной доски.

Ребята высказывают предположения и приходят к выводу, что площадь данного прямоугольника можно найти по-разному. В результате обсуждения ставится учебная задача: дать определение правилу умножения числа на сумму.

Задания на перемещение предполагает владение инструментами интерактивной доски. Младшим школьникам приходиться выделять, передвигать, объединять в группы определенные объекты на экране. Поэтому создание таких интерактивных приемов достаточно трудоемкая работа для учителя, так как создается все не единой картинкой, а отдельными объектами.

В заданиях на соответствие можно представить несколько множеств, которые учащиеся должны соединять линиями. При выполнении таких заданий каждое соединение обозначается своим цветом, поэтому на интерактивной доске используется один из инструментов - «перо» или «маркер» с определенным цветом.

Задания на выбор подразумевает, что младшие школьники выбирают из нескольких вариантов те, которые являются верными (неверными) по отношению к заданию. При этом каждый школьник имеет возможность подойти к интерактивной доске и отметить нужный вариант.

При выполнении заданий на дополнение учащиеся вписывают недостающие данные. Такие задания часто представляются в виде таблицы, которую нужно заполнить.

Для заполнения ячеек необходимо воспользоваться стилусом. При выполнении данного задания учащиеся находят инструмент «перо» на панели инструментов, чтобы с его помощью заполнить пустые ячейки таблицы.

Задания на коррекцию направлены на поиск и исправление специально допущенных ошибок. Например, на уроках русского языка предлагаются различные тексты, где учащиеся, используя инструмент «маркер», исправляют ошибки прямо на экране.

Анализ собственного опыта использования интерактивной доски на уроках в начальной школе позволяет сделать вывод, что такие занятия помогают учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, эффективно осуществлять обратную связь, организовать различные формы познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), повысить эффективность обучения. Всё это вносит в учебный процесс новое восприятие, способствует повышению мотивации учащихся, влияет на познавательную активность и способствует развитию творческих способностей учащихся.

Список литературы

  1. Ефременкова Е.В. Статья по теме: Применение информационных технологий в начальной школе. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/04/10/ispolzovanie-sovremennykh
  2. Ларионова Л.В. Статья по информатике на тему: Использование электронной доски для развития творческих способностей учащихся начальной школы. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/informatika/2012
  3. Мищенкова Т.Ю. Статья по теме: Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/02/16
  4. Перминова Т.В. Статья на тему: Опыт использования информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/perminova
  5. Черныш Н.С. Статья на тему: Развитие творческих способностей у младших школьников с использованием ИКТ. Режим доступа: http://nsportal.ru/materialy-mo/2013/07/29

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Можарова А.Э.

PDF