Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Автор: Я. Н. Брагина
Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Проблема формирования социального статуса учащихся, необходимого для выстраивания гармоничных отношений личности с социумом, чаще всего решается педагогами в рамках психолого-педагогической развивающей работы. Однако большими возможностями для развития социального статуса располагает реализация информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Важным усилением воспитательного потенциала учебных дисциплин русский язык и литературное чтение посредством применения информационно-коммуникационных технологий, а также в сопровождении социального развития личности каждого школьника, в том числе, и социального статуса, большая роль в котором отводится деятельности учителя.

Условия полноценного использования воспитательного потенциала учебных предметов рассмотрены Л.В. Байбородовой [1]. К ним относятся:

• усиление воспитательных аспектов содержания учебного материала;

• формирование субъектной позиции учащихся в учебном процессе;

• сотворчество и сотрудничество участников учебного процесса;

Воспитательная функция дисциплины «русский язык» раскрывается через основную языковую функцию преемственности поколений в социально-культурном опыте общества.

Социальная значимость данного предмета заключается в формировании у младших школьников постижении ими языка в процессе истолкования социально-этических понятий, этикетных выражений с установлением исходной предметной отнесенности словесных значений как «истинных» смыслов, анализ лексического значения в семантико-стилистических оттенках, а также в развитии отношения к русскому языку как общечеловеческой ценности, нееобходимой для социального взаимодействия. Содержание включенных в учебники текстов и упражнений оказывает влияние на формирование социально значимых представлений и понятий, вызывает эмоциональные переживания, обеспечивает осмысление и оценку поступков и действий людей.

На уроках русского языка достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Для обеспечения наглядности на таких уроках рекомендуется активно использовать презентации и интерактивную доску (ИД).

Использование интерактивной доски для работы с текстом помогают учителю «оживить» урок, сделать его более интересным и увлекательным для младшего школьника.

Направленность курса «Литературное чтение» на социальное развитие младших школьников подчеркивается многими педагогами и методистами начального обучения. Литературное чтение - один из основных предметов в системе социального воспитания и формирования социального статуса учащихся. Наряду с русским языком он оказывает влияние на общее, в том числе и социальное, развитие и воспитание ребенка. Данная дисциплина способствует сохранению и передаче нравственных ценностей, формирует потребность в саморазвитии. Учебники по литературному чтению содержат тексты, способствующие формированию у школьников социальных представлений и понятий. На уроках литературного чтения учащиеся накапливают большой объем социально-нравственных знаний и обогащают социальный опыт.

Использование групповых форм работы на занятиях способствуют накоплению опыта взаимоотношений в классном коллективе, реализации норм социально значимого позитивного общения.

При ознакомлении с творчеством писателей удобно использовать Интернет–ресурсы, где можно найти редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, а также рукописные работы. Это позволит детям более углубленно познакомиться с биографией писателя.

Внедрение компьютерных технологий в работу учителя способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.

 

Список литературы

1. Коротина, Ю.В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов[Текст] /Ю.В. Коротина. -  Тамбов, 2011.-105 с.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» системах [Электронный ресурс]- Режим доступа: http: //www.stanndart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

3. Федосова Н.А. Начальная школа на порогеапробации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.menobr.ru/
materials/307/5634/.

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ

Можарова А.Э.

Теги: ИКТ, младший школьник

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация