НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Раздел: ИТ в образовании
Журнал: Формирование коммуникационной культуры и положительной мотивации в обучении
3 марта 2010 г.
Авторы: Шипнягова Ирина Францевна
И. Ф. Шипнягова
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Разработка системы дистанционного профильного обучения обусловлена необходимостью поиска оптимальных форм реализации научно-методического сопровождения большого эксперимента, который проводится Министерством образования совместно с Российской академией образования. Очевидно, что для введения профильного обучения на местах часто недостаточно уже имеющихся кадровых и учебных ресурсов. Введение дистанционного профильного обучения - один из эффективных способов решения проблемы, и поэтому в ресурсном центре образовательных учреждений Куйбышевского района была начата работа по внедрению такой формы обучения. За основу был взят курс предпрофильной подготовки, который ведется в гимназии на протяжении четырех лет. «Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики» - авторский продукт учителей русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 73» Григорьевой Н.В. и Шипняговой И.Ф.
Единство курса обеспечено тем, что это учебно-методический комплекс, который включает в себя:
- учебное пособие для обучающихся (в печатном виде и его электронный аналог);
- программно-методический комплекс для учителя, который является преподавателем курса дистанционного обучения;
- методические рекомендации к проводимым занятиям: они содержат примерное распределение учебного материала по темам, выделяют и описывают ключевые элементы занятий.
- упражнения и контрольные вопросы, темы для исследовательской работы и творческих заданий.
Курс адресован ученикам 9 класса и дает возможность совершить осознанный выбор филологического профиля обучения в старшей школе.
Курс прошел апробацию и получил признание: в 2008 году занял первое место на региональном конкурсе «Педагогические таланты Кузбасса», в 2009 году на Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации» - первое место и медаль Януша Корчака.
Создавая электронное пособие для обучающихся, авторы понимали, что придет время, и он будет переведен в дистанционный формат.
Кому же адресован данный дистанционный курс?
Назовем категории обучающихся по их отношению к компьютерным средствам и технологиям, к учебе, к самореализации:
а) обучающиеся, увлекающиеся компьютером и Интернетом, поэтому имеющие интерес ко всему, что связано с новыми технологиями;
б) обучающиеся, равнодушно относящиеся к техническим средствам, но имеющие познавательный интерес ко всему новому;
в) обучающиеся. Испытывающие страх перед компьютером, но стремящиеся к творческой самореализации, в том числе и среди школьников всего мирового пространства;
г) обучающиеся, положительно относящиеся и к компьютеру, и к учебной деятельности, и к возможностям самореализации через дистанционное обучение.
Дистанционные обучающиеся получают задания, технологические предписания и учебные модули.
Задача модуля - предоставить среду для организации познавательной деятельности.
Модуль может включать таблицы, схемы, в которых информация дается в свернутом виде и в нужный момент (подготовка к зачету, экзамену) может быть развернута, ссылки на сайты в сети Интернет, список литературы, словарь.
Каждая тема-модуль предполагает так называемый «рубежный контроль», который покажет полноту и глубину усвоения знаний, его можно использовать и при подготовке в формате ЕГЭ.
После успешного прохождения всех рубежных контролей можно приступать к очному заключительному контролю качества усвоения курса, а в перспективе - представление результатов своей деятельности на веб-форуме или чат-занятии.
Таким образом, основное общение дистанционного педагога и обучающихся происходит посредством электронных писем, которые пишутся при помощи почтовых программ-браузеров, либо отправляются в виде вложенного файла в сообщение. Вместе с текстами применяются графические способы представления информации, для реализации которых используются графические редакторы.
Письма составляются обучающимися таким образом, чтобы доказательно, полно и четко изложить материал, а задача дистанционного педагога в письме помочь каждому обучающемуся научится оформлять материал так, чтобы было видно качество усвоения знаний.
В особом журнале фиксируется время отправления учебного модуля и время получения ответа. Если оценка отрицательная - обучающемуся высылается подробное объяснение его ошибок и еще один вариант контрольного задания. Это будет повторяться, пока рубежный контроль не будет полностью и с высоким качеством пройден.
У дистанционного обучения много возможностей. Каждый модуль автономен, при необходимости к нему можно вернуться, отработать отдельный материал, рассмотреть схему, выполнить тест.
Начав эту работу, мы уже можем обозначить проблемы дистанционного обучения:
- во-первых, необходимость в персональном компьютере и в доступе в Интернет;
- во-вторых, многим обучающимся необходима техническая помощь педагога координатора на месте (открыть задание, оформить, заархивировать, помощь в работе в чате и др.);
- еще одна проблема - проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор нет оптимальных технологических решений, заключительное занятие предполагается очное;
- необходим и целый ряд индивидуально-психологических условий: для дистанционного обучения необходима самодисциплина, результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности наших учеников. Нет постоянного контроля, который для российского человека является мощным побудительным стимулом;
- и еще одна проблема - проблема психологического общения или эмоциональное взаимодействие между педагогом и учеником. В процессе дистанционного обучения отмечаем дефицит социально-эмоционального контакта.
Мы только начали вводить дистанционное обучение в ресурсном центре, сделаны первые шаги, и мы понимаем, что это очень интересно и для учеников, и для педагогов, хочется сделать много, курс, безусловно, имеет вариант развития.
Промежуточный результат показал динамику роста обучающихся ресурсного центра, выбравших курс предпрофильной подготовки в прошлом учебном году и в нынешнем (с 14% до 26%), дистанционно обучаются 6 человек.
Совместно с психологом мы отследили
- уровень проявления ценностно-смысловых качеств обучающихся в индивидуально-дистанционной деятельности;
- умение работать самостоятельно;
- умение ставить цели (способность увидеть проблемы, которые являются стартом для целеполагания, умение не списывать на окружающих трудности реализации целей);
- самооценка (умение доверять самому себе в контроле и оценке результатов);
- способность действовать в нестандартных ситуациях.
Наш опыт показывает, что область применения дистанционных форм для введения предпрофильного и профильного обучения обширна - от изучения отдельных учебных тем до организации системы дистанционного обучения. Дистанционное образование как дополнение к основному классно-урочному необходимо и одаренным детям, и «трудным» ученикам, и детям с ограниченными возможностями, и компьютерно-ориентированным. Такая работа нужна для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального общества.
Литература
- В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно... / Методические рекомендации к электронному образовательному пособию / Авторы-составители Григорьева Н.В., Шипнягова И.Ф. - Новокузнецк: МОУ «Гимназия № 73», 2008. - 16 с.
- Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.- М., 2006. - 104 с.
- Тихомиров В. П. Технологии дистанционного образования в России // Дистанционное образование. - М., 2004, № 1.
- Язык художественного текста. Изобразительные возможности лексики. / Программно-методический комплекс к курсу предпрофильной подготовки / Авторы-составители Григорьева Н.В., Шипнягова И.Ф. - Новокузнецк: МОУ «Гимназия № 73», 2007. - 28 с.