РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Ицукова И. В.

И. В. Ицукова

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

 

Младший школьный возраст наиболее подходит для приобретения коммуникативных навыков, т.к. дети особенно чувствительны к языковым речевым оборотам, у них повышен интерес к общению. Поэтому, формирование коммуникативных способностей ученика является актуальной задачей образования начальной школы. Поначалу коммуникативные способности определялись по аналогии с другими способностями человека. Приведем пример: «Коммуникативными способностями является та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление» [2].

Большие возможности для воспитания гармонично развитой личности, умеющей осуществить свои позитивные возможности, раскрыть свои задатки и способности даёт обучение с применением информационно-коммуникационных технологий.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Широкое распространение применение ИКТ получило в связи с появлением деловых компьютерных игр и программ, позволяющих осуществлять социально-психологический тренинг.

На данный момент, возникает острая необходимость организации процесса обучения с использованием современных ИКТ как фактора самореализации младшего школьника, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

Выделим положительные моменты применения ИКТ в начальных классах:

  • увеличение активности на уроке и познавательной деятельности учащихся;
  • повышение доброжелательности между детьми;
  • высокий эстетический уровень (музыка, анимация);
  • индивидуальный подход к каждому ученику, применяя дифференцированные задания.

Такие уроки увлекают новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов.

Рассмотрим некоторые средства ИКТ, позволяющие формировать коммуникативные способности:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции, программы для общения по интернету);
  • поисковые (реализуются через каталоги, поисковые системы).

Таким образом, коммуникативное развитие позволяет формировать компетентность в общении, сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей, умение слушать, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение.

Список литературы

  1. Вершинина Н. В. Возможности формирования коммуникативной речевой культуры младших школьников средствами русского этикета // Русский язык в контексте национальной культуры: – Изд-во Мордов. гос.ун-та. – Саранск, 2015. – С. 31 – 35.
  2. Вершинина, Н. В. Развитие лингвориторических умений как основа формирования коммуникативно-речевой компетентности учащихся начальных классов // под ред. Т.И. Шукшиной; Мордов.гос.пед.ин-т. – Саранск, 2014. – 20 с.
  3. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2011. – 210с.
  4. Константинова Т. Г. Афонина Е. В. Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин. - М.: 2011. – 230с.

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Валеева Ю.И.

PDF