ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Кель Т. И.

Т. И. Кель

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Применение средств информационно-коммуникационных технологий и Интернета рассматривается уже в начальной школе и приводит к значительному повышению познавательной активности учащихся. Каждый школьник некоторую часть своего времени проводит в цифровом мире и как следствие, меняет и функции учителя в учебном процессе, наполняя их информационной культурой. Учитель должен стать путеводителем в информационном потоке. владеть современными методами и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Для формирования познавательной деятельности мы использовали обучающие (дидактические) и развивающие игры c применением средств ИКТ. Примером использования таких игр можно предложить компьютерные игры «Говорящий алфавит», «Играемся. Геометрические фигуры», «Фигуры и цвета» предназначенные для изучения букв, геометрических фигур, цветов. При выполнении заданий ребенок должен выбрать нужный вариант ответа, при неудачном ответе попытка повторяется - в этом случае ребенок узнает, как называется заданная буква, геометрическая фигура.

Компьютерные игровые программы созданы по принципу решения игровых задач. Дети заинтересованы в тех игровых задачах, в которых представлены события, ситуации из жизни, отражающие его впечатления, знания, приобретенные в личном опыте. Компьютерные игры предназначены не заменять, а дополнять различные традиционные формы занятий и игр, способствуют приобщению младших школьников к новым информационным технологиям, к работе со знаковыми формами мышления. В решении компьютерных задач, предложенных играми школьник овладевает следующими умениями: самостоятельно  решать игровые задачи, проявляя при этом инициативность, умение применять условия игры; сравнивать, обобщать, выявлять и устанавливать закономерности и т.д. Постепенно, с каждым уровнем, усложняющиеся по содержанию задания, позволяют ученику подниматься в своем развитии и формировании умений  на более высокий уровень.

В ходе нашей работы мы использовали компьютерные игры, требующие подготовки, с этой целью мы проводили игру-инсценировку, в процессе подготовки к которой детям приходилось «вживаться» в роль посредством разучивания текстов и сбора соответствующей информации. Для поиска информации мы использовали сами, и рекомендовали детям следующие сайты: http://dic.academic.ru - словари и энциклопедии online; http://www.km.ru - компания «Кирилл и Мефодий»; http://vschool.km.ru - виртуальная школа Кирилла и Мефодия; http://www.kinder.ru - каталог детских ресурсов; http://www.solnet.ee - детский портал «Солнышко» и др.

Значительный результат даёт применение  ИКТ при выполнении учениками  проверочных и контрольных работ. При использовании индивидуальных компьютеров и занимательных форм обучения во время проверки и контроля знаний учащихся, таких как тест, викторина, игра, сказка, соревнование и т.п., обеспечивает комфортную эмоционально-психологический атмосферу во время учебных занятий. Если ученик допустил неправильный ответ или захотел получить отметку выше, то он всегда может выполнить задание снова и не испытывать при этом стресса. Например, выполнение словарной работы с использованием игровых заданий. Применение анимации при оформлении слайда позволяет ученику выполнить мгновенную самопроверку работы. Также применение презентаций дает возможность учителю  разнообразить виды словарной работы.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора  изучают количественные соотношения или состав числа.

Включение младших школьников в игровую деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Список литературы

1. Борзова, Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ: Учебное  пособие для студентов педагогических училищ и колледжей. - М., 2004.

2. Современный психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.; СПб, 2007.

3. Ярославцева Е.И. Человек в цифровом мире: компенсаторные возможности интерактивных технологий [Электронный ресурс]: http://inot.rsuh.ru/news.html?id=79793.

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Попова Л.В.

PDF