ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕБНО-НАУЧНЫМИ ТЕКСТАМИ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Красовская Е. О.

Е. О. Красовская

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕБНО-НАУЧНЫМИ ТЕКСТАМИ

 

Компьютер – такое универсальное обучающее средство, которое может успешно использоваться на самых разных по содержанию и организации уроках и внеучебных занятиях, в том числе и на уроках русского языка при работе с учебно-научным текстом. При этом компьютер, вписываясь в рамки традиционного обучения, способствует активному включению младших школьников в учебный процесс, поддерживает интерес, способствует осмыслению и запоминанию учебной информации.

Возможности применения компьютера разнообразны: от использования в качестве справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций.

Задачи применения компьютера в обучении разнообразны. Компьютер, во-первых, обеспечивает обратную связь в процессе обучения; во-вторых, делает учебный процесс индивидуальным; в-третьих, повышает наглядность учебного процесса; в-четвертых, служит для поиска информации в различных источниках; в-пятых, помогает моделировать изучаемые процессы или явления.

Компьютерная поддержка урока включает использование на уроке компьютера и различных периферийных устройств: мультимедийных проекторов, интерактивных досок, сетевого оборудования, а также разных компьютерных программ[1].

Для организации работы, по формированию у младших школьников умений работать с учебно-научными текстами, компьютер используется:

- как демонстрационное средство наглядности (интерактивной наглядности);

- как средство управления процессом обучения каждого обучающегося;

- как средство формирования умений работать с учебно-научными текстами.

Компьютер выступал в роли средства наглядности при работе младших школьников с динамическими таблицами, опорными схемами, таблицами

Например, при повторении теоретического материала о спряжении глаголов на основе учебно-научного текста по данной теме детям можно предложить задание: «Заставьте говорить молчащую таблицу».

Таблица заполняется в процессе работы с учебно-научным текстом и в процессе беседы, на экране появляются записи в цвете. В связи с этим у младших школьников развивается умения извлекать информацию из текста, строить ее на основе таблицы, проводить анализ текста.

Современные компьютерные программы по русскому языку для начальной школы не нацелены на работу с учебно-научным текстом, в основном они представляют собой тренажеры для отработки орфографических и пунктуационных умений. Но учебно-научные тексты в них содержатся в виде правил, определений, которые обычно размещены в разделах «Справка». Поэтому для работы с текстами можно использовать учебное электронное пособие «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия». Оно состоит из обширных сведений по всем областям науки, техники, искусства и литературе, представленных в виде статей, то есть в виде научно-популярных текстов, которые сопровождают мультимедиа-иллюстрации, аудиофрагменты. «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия» содержит «Словарь пословиц русского народа» В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Толковый словарь иностранных слов» и др. Материалы пособия можно использовать при подготовке к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

Работа с текстом - это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить. Знакомство учащихся с текстовым редактором в курсе русского языка позволяет младшему школьнику создавать и редактировать собственные учебно-научные тексты, а также заимствованные в Интернете в ходе поиска информации на определенную тему.

Использование на уроках русского языка интерактивные плакаты, которые имеют удобную навигацию, отображающую необходимую информацию в виде изображения, текста или звука, повышает интерес детей к изучаемому материалу, т.к. современные дети лучше воспринимают информацию с помощью различных мультимедийных элементов (анимации, видео, звука).

«Структура интерактивного плаката может выглядеть так:

  • иллюстрированный опорный конспект;
  • многоуровневый задачник;
  • набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;
  • конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала);
  • навигация.

Главное условие: чтобы все эти составляющие были объединены в единое целое» [3].

Применение интерактивной доски и возможностей программного комплекса «ОС3 Интерактивная доска» расширяет инструментарий педагога и позволяет активно использовать гипертекст в качестве средства нелинейной архитектуры изложения учебного материала, анимацию (графики, таблицы, динамические рисунки, диаграммы, схемы).

На уроках русского языка для организации коллективной работы в классе удобно использовать как специальные демонстрационные, иллюстративные и опорные материалы (гипертекстовые определения и правила, интерактивные таблицы, правила и учебные тексты, анимации и иллюстрации), так и материалы, которые ориентированы преимущественно на индивидуальную самостоятельную работу детей (электронные тесты и задания, учебные словари).

Интерактивный учебный текст (или ряд последовательно сменяемых текстов) представляет собой текст с заданием и/или комментарием, интерактивным рисунком, схемой, рисунком-анимацией. При активизации интерактивных фрагментов на экране в соответствии с вопросом, сформулированном в задании, или анимируется рисунок, или выделяются фрагменты схемы, или в специальном окне автоматически появляется ответ-комментарий, на экране существует специальная кнопка «Ответ», при ее активизации демонстрируются все правильные ответы. Все эти возможности можно использовать в процессе организации коллективной работы на уроке в режиме: «вопрос, сформулированный в задании интерактивного текста – ответ класса – подтверждение ответа, который выводится в окно комментария после активизации интерактивного фрагмента текста».

Используя возможности программного продукта «ОС3 Интерактивная доска», можно акцентировать внимание младших школьников на отдельных элементах заданий, оперативно добавлять визуальные комментарии, обращаться к дополнительным материалам.

Список литературы

1.       Артемьева, В.В. Организационно – педагогические условия использования компьютерных программ в обучении младших школьников [Электронный ресурс] / В.В. Артемьева. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-ispolzovaniya-kompyuternyh-programm-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov

2.       Загребельникова Н.С. Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной школы [Электронный ресурс] / Н.С. Загребельникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 241 - 243. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/101/4181/

3.       Шевченко, Е.С. Интерактивный плакат как средство обучения на уроках истории [Электронный ресурс] / Е.С. Шевченко. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/633789/

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Можарова А.Э.

PDF