ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"
Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ
5 сентября 2016 г.
Авторы: Коренкова К. В.
К. В. Коренкова
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Основой развития школьников в процессе обучения является их учебно-познавательная деятельность. Главной целью активизации познавательной деятельности младших школьников является достижение ими не максимальных школьных отметок, а общее развитие личности. Ребенку должна быть предоставлена такая учебная работа, которая требует определенного умственного напряжения, развивает умственные силы и каждому учащемуся дает возможность ощутить успех.
Решение проблемы активизации познавательной активности учащихся может быть найдено в правильном руководстве педагогом процессом приобретения детьми знаний, умений и навыков. Одним из условий такого руководства является соблюдение принципов активизации познавательной деятельности школьников, которые определены в научной литературе:
1. Принцип проблемности обучения.
2. Принцип исследовательского подхода к изучаемым проблемам.
3. Принцип максимального приближения учебно-познавательной деятельности учащихся к реальной деятельности.
4. Принцип теоретического осмысления новых знаний к их практическому применению.
5. Принцип постоянной мотивации обучения.
6. Принцип самостоятельности в обучении.
7. Принцип индивидуального подхода к обучающимся.
Э.А. Хийе делает акцент в своих исследованиях на приемах внешней активизации, к которым относит следующие: «обеспечение чередования работы разных нервных центров путем чередования разных методов, видов и приемов учебной работы; правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе»; «поддерживание позитивных эмоций; применение игры и соревнования» [3].
Использование в учебном процессе электронных средств соответствует требованиям принципов активизации познавательной деятельности младших школьников и может стать средством для реализации приемов внешней активизации этой деятельности.
В статье используется термин «электронное средство обучения» для обозначения всех средств, которые работают с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяются непосредственно в обучении учащихся.
Выделим основные виды компьютерных средств учебного назначения, которые являются компонентами электронных средств обучения: сервисные программные средства общего назначения; программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся; электронные тренажеры; программные средства для математического и имитационного моделирования; программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий; информационно-поисковые справочные системы; автоматизированные обучающие системы; электронные учебники; экспертные обучающие системы; интеллектуальные обучающие системы; средства автоматизации профессиональной деятельности.
Наиболее часто учителя начальных классов используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи PowerPoint. Используются программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе: «Хотим всё знать», «Семья Почемучек», «Улица Сезам», «Видеобукварь», «Весёлая грамматика», «Гарфилд. Лексика и орфография. Развиваем речь. Развиваем мышление». Особое внимание уделяется продуктам серии «Уроки Кирилла и Мефодия». Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Электронное учебное издание по русскому языку «Наставник», включающий материал со 2 по 4 класс даёт возможность учителю за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками. В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме (фиксированный контроль, помощь, контроль), ритме (выполнив 1 тест, он может перейти к следующему). Материалы этого диска часто используются на этапе отработки знаний, умений и навыков, что значительно повышает качество обучения.
Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
Список литературы
1. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Электронный ресурс] / В.А. Беликов. - М.: Академия естествознания, 2010. – Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/76
2. Беляев, М.И. Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс] / М.И. Беляев, В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова. - Режим доступа: http://uu.vlsu.ru/files/Tekhnologija_sozdanija_EHSO.pdf
3. Хийе, Э. А. Активизация младших школьников в процессе обучения [Текст] / Э.А. Хийе // Начальная школа, 1983. - № 6. - С. 75-77.
Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Можарова А.Э.