ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Коренкова К. В.

К. В. Коренкова

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Основой развития школьников в процессе обучения является их учебно-познавательная деятельность. Главной целью активизации познавательной деятельности младших школьников является достижение ими не максимальных школьных отметок, а общее развитие личности. Ребенку должна быть предоставлена такая учебная работа, которая требует определенного умственного напряжения, развивает умственные силы и каждому учащемуся дает возможность ощутить успех.

Решение проблемы активизации познавательной активности учащихся может быть найдено в правильном руководстве педагогом процессом приобретения детьми знаний, умений и навыков. Одним из условий такого руководства является соблюдение принципов активизации познавательной деятельности школьников, которые определены в научной литературе:

1.       Принцип проблемности обучения.

2.       Принцип исследовательского подхода к изучаемым проблемам.

3.       Принцип максимального приближения учебно-познавательной деятельности учащихся к реальной деятельности.

4.       Принцип теоретического осмысления новых знаний к их практическому применению.

5.       Принцип постоянной мотивации обучения.

6.       Принцип самостоятельности в обучении.

7.       Принцип индивидуального подхода к обучающимся.

Э.А. Хийе делает акцент в своих исследованиях на приемах внешней активизации, к которым относит следующие: «обеспечение чередования работы разных нервных центров путем чередования разных методов, видов и приемов учебной работы; правильное взаимоотношение словесного и наглядного, конкретного и абстрактного в учебном процессе»; «поддерживание позитивных эмоций;  применение игры и соревнования» [3].

Использование в учебном процессе электронных средств соответствует требованиям принципов активизации познавательной деятельности младших школьников и может стать средством для реализации приемов внешней активизации этой деятельности.

В статье используется термин «электронное средство обучения» для обозначения всех средств, которые работают с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяются непосредственно в обучении учащихся.

Выделим основные виды компьютерных средств учебного назначения, которые являются компонентами электронных средств обучения: сервисные программные средства общего назначения; программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся; электронные тренажеры; программные средства для математического и имитационного моделирования; программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий;  информационно-поисковые справочные системы;  автоматизированные обучающие системы; электронные учебники; экспертные обучающие системы; интеллектуальные обучающие системы; средства автоматизации профессиональной деятельности.

Наиболее часто учителя начальных классов используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи PowerPoint. Используются программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе: «Хотим всё знать», «Семья Почемучек», «Улица Сезам», «Видеобукварь», «Весёлая грамматика», «Гарфилд. Лексика и орфография. Развиваем речь. Развиваем мышление». Особое внимание уделяется продуктам серии «Уроки Кирилла и Мефодия». Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

Электронное учебное издание по русскому языку «Наставник», включающий материал со 2 по 4 класс даёт возможность  учителю за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками. В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме (фиксированный контроль, помощь, контроль), ритме (выполнив 1 тест, он может перейти к следующему). Материалы этого диска часто используются на этапе отработки знаний, умений и навыков, что значительно повышает качество обучения.

Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Список  литературы

1.  Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Электронный ресурс] / В.А. Беликов. - М.: Академия естествознания, 2010. – Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/76

2.  Беляев, М.И. Технология создания электронных средств обучения [Электронный ресурс] / М.И. Беляев, В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова. - Режим доступа: http://uu.vlsu.ru/files/Tekhnologija_sozdanija_EHSO.pdf

3.  Хийе, Э. А. Активизация младших школьников в процессе обучения [Текст] / Э.А. Хийе // Начальная школа, 1983. - № 6. - С. 75-77.

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Можарова А.Э.

PDF