ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЯВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Коротких А. В.

А. В. Коротких

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЯВЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

В современных условиях модернизации начального образования в школьную практику активно внедряются новые информационные технологии, грамотное использование которых способствует организации успешной и интересной работы по формированию у младших школьников представлений о русском языке как явлении национальной культуры.

На уроках русского языка в начальной школе современные педагоги активно используют разнообразные цифровые образовательные ресурсы. Все цифровые образовательные ресурсы в зависимости от их уровня востребованности в образовании делят на четыре группы.

В первую группу входят информационные источники декларативного типа (электронные копии аудио- и видеозаписей, печатных изданий). Обычно такие ресурсы содержат учебный текст и графические иллюстрации к нему, сборники задач и упражнений. Они используются на этапе введения новых знаний.

Вторую группу составляют информационные источники также декларативного типа: электронные учебники, тестовые компьютерные системы и т.д.  Такие ресурсы используют для осмысления и контроля знаний.

Третья группа информационных источников – это виртуальные тренажеры, виртуальные учебные лаборатории, в их работе используются математические модели изучаемых объектов и специализированный интерфейс, который поддерживает школьников при выполнении заданий в режиме управляемого исследования. Такие ресурсы широко применяются в исследовательской работе, при формировании определенных умений.

Четвертая группа информационных источников представляет собой информационные компьютерные системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги (пакеты прикладных программ). Такие ресурсы помогают превратить учебную работу в свободное исследование, близкое по своим признакам к профессиональной деятельности специалиста.

Цифровые образовательные ресурсы по русскому языку для начальной школы включают демонстрационные материалы (презентации, плакаты, рисунки, интерактивные схемы, таблицы, видеоролики), учебные модули, материалы для практических занятий (интерактивные модели, вопросы, задания, тренажеры, задания-конструкторы) и материалы для контроля и аттестации (контрольные работы, тесты). Цифровые образовательные ресурсы используются на всех этапах урока: при предъявлении нового материала, его закреплении, повторении, во время контроля знаний и умений. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет эффективнее строить работу по формированию у детей представлений о русском языке как явлении культуры: увеличивает долю самостоятельной работы детей, делает обучение наглядным, позволяет вести дифференцированную работу с каждым школьником.

Удобно применять на уроках в начальной школе технологии, конструирующие виртуальную реальность. Одной из таких форм является виртуальный музей. Виртуальный музей – это информационный ресурс, созданный средствами компьютерных технологий и представляющий в виртуальном пространстве цифровые версии объектов материального и нематериального наследия. Виртуальной экскурсии можно отвести целый урок, а можно использовать как элемент урока при изучении нового материала или закреплении изученного. Например, чтобы провести экскурсию по Московскому кремлю, достаточно зайти на сайт «Московский Кремль» (Режим доступа: www.moscowkremlin.ru).

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка в начальной школе обеспечивает экономию времени при объяснении нового материала; помогает представить материал в более наглядном, доступном для восприятия виде; организует воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; обеспечивает дифференцированный подход к обучению младших школьников.

 Список литературы

1.       Иванников, А.Д. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: создание и перспективы развития [Электронный ресурс] / А.Д. Иванников, Е.Г. Гридина, И.И. Чиннова // Информационные ресурсы России. – М.: Российское энергетическое агентство Минэнерго РФ, 2009. – Вып. 3. – С. 13 – 17. – Режим доступа: http://elibrary.ru/ item.asp?id=13754660

2.       Ларских, М.И. О современном состоянии компьютерной поддержки на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / М.И. Ларских // Начальная школа, 2013. - № 2. - С. 52-54.

3.       Малышкина, Н.А. Использование ЦОР на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс] / Н.А. Малышкина. - Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_94/cd_site/articles/art_2_7.htm

4.       Осипова, О.П. Цифровые образовательные ресурсы в обучении младших школьников [Текст] / О.П. Осипова // Начальная школа. - 2009. - №1. - С.51-56.

5.       Смирнова, Т. Виртуальный музей в современном культурно-информационном пространстве [Текст] / Т. Смирнова // Музей. – 2010. – № 8. – С. 24-26.

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Можарова А.Э.

PDF