ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

5 сентября 2016 г.

Авторы: Устинова Н. В.

Н. В. Устинова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

В научно-педагогической литературе интерактивные методы рассматриваются как современный этап развития активных методов обучения. Так как, идея интерактивного обучения возникла совсем недавно в связи с развитием сети Интернет, то ряд исследователей трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей.

Но, исходя из этимологии слова «интерактивный» от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»), интерактивным обучением следует называть диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие с чем-либо (компьютером) или кем-либо (человеком) [2, с. 4].

Поэтому можно рассматривать интерактивный метод, как способ взаимодействия обучающихся друг с другом, с педагогом, с компьютером, но при этом наибольшая активность в образовательном процессе должна проявляться со стороны учащихся.

В современной науке нет единой классификации интерактивных методов обучения.

Как отмечает М.А. Косолапова [1], все технологии интерактивного обучения делятся на имитационные и не имитационные.

Не имитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности.

В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе [1].

В образовательных стандартах приводятся следующие виды интерактивных форм и методов обучения. Перечислим некоторые из них:

  • деловые и ролевые игры;
  • кейс-метод;
  • метод проектов;
  • портфолио;
  • семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);
  • метод работы в малых группах;
  • проведение форумов;
  • компьютерные симуляции;
  • компьютерное моделирование и практический анализ результатов;
  • презентации на основе современных мультимедийных средств;
  • интерактивные лекции;
  • лекция пресс-конференция;
  • бинарная лекция (лекция вдвоем);
  • лекция с заранее запланированными ошибками.

Эти интерактивные формы обучения с применением компьютера можно использовать при обучении школьников основам наук о природе. Нужно помнить, что цель учебного предмета – дать начальные представления и умения в естественнонаучной области знаний, познакомить с элементарными сведениями о добытых наукой фактах и закономерностях, выработать простейшие навыки исследовательской работы. Поэтому на уроках можно использовать презентации, созданные с учетом интерактивных форм обучения; метод проектов и работы в малых группах, при получении новых знаний через Интернет и оформлении итогов в виде газет, брошюр и т.п. Компьютерное моделирование позволит выработать простейшие навыки исследовательской работы.

Главным же в формировании естественнонаучных знаний и умений младших школьников с использованием интерактивных форм обучения является активная позиция самого учащегося, его заинтересованность в диалоге, высказывании своих предложений и инициативность.

Список литературы

  1. Косолапова, М.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР [Текст] / М.А. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин, Л.А. Боков. – Томск: ТУРУС, 2012. – 87 с.
  2. Суворова, Н.Г. Интерактивное обучение: Новые подходы [Текст] /  Н.Г. Суворова. – М.: Роспедагентство, 2005. – 110 с.

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Валеева Ю.И.

PDF