ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"
Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ
5 сентября 2016 г.
Авторы: Устинова Н. В.
Н. В. Устинова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В научно-педагогической литературе интерактивные методы рассматриваются как современный этап развития активных методов обучения. Так как, идея интерактивного обучения возникла совсем недавно в связи с развитием сети Интернет, то ряд исследователей трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей.
Но, исходя из этимологии слова «интерактивный» от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»), интерактивным обучением следует называть диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие с чем-либо (компьютером) или кем-либо (человеком) [2, с. 4].
Поэтому можно рассматривать интерактивный метод, как способ взаимодействия обучающихся друг с другом, с педагогом, с компьютером, но при этом наибольшая активность в образовательном процессе должна проявляться со стороны учащихся.
В современной науке нет единой классификации интерактивных методов обучения.
Как отмечает М.А. Косолапова [1], все технологии интерактивного обучения делятся на имитационные и не имитационные.
Не имитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности.
В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе [1].
В образовательных стандартах приводятся следующие виды интерактивных форм и методов обучения. Перечислим некоторые из них:
- деловые и ролевые игры;
- кейс-метод;
- метод проектов;
- портфолио;
- семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог);
- метод работы в малых группах;
- проведение форумов;
- компьютерные симуляции;
- компьютерное моделирование и практический анализ результатов;
- презентации на основе современных мультимедийных средств;
- интерактивные лекции;
- лекция пресс-конференция;
- бинарная лекция (лекция вдвоем);
- лекция с заранее запланированными ошибками.
Эти интерактивные формы обучения с применением компьютера можно использовать при обучении школьников основам наук о природе. Нужно помнить, что цель учебного предмета – дать начальные представления и умения в естественнонаучной области знаний, познакомить с элементарными сведениями о добытых наукой фактах и закономерностях, выработать простейшие навыки исследовательской работы. Поэтому на уроках можно использовать презентации, созданные с учетом интерактивных форм обучения; метод проектов и работы в малых группах, при получении новых знаний через Интернет и оформлении итогов в виде газет, брошюр и т.п. Компьютерное моделирование позволит выработать простейшие навыки исследовательской работы.
Главным же в формировании естественнонаучных знаний и умений младших школьников с использованием интерактивных форм обучения является активная позиция самого учащегося, его заинтересованность в диалоге, высказывании своих предложений и инициативность.
Список литературы
- Косолапова, М.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР [Текст] / М.А. Косолапова, В.И. Ефанов, В.А. Кормилин, Л.А. Боков. – Томск: ТУРУС, 2012. – 87 с.
- Суворова, Н.Г. Интерактивное обучение: Новые подходы [Текст] / Н.Г. Суворова. – М.: Роспедагентство, 2005. – 110 с.
Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ
Валеева Ю.И.