Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Автор: О. Ю. Яук
Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых.Секция "Информатика в современной начальной школе"

Современная педагогика находится в процессе постоянного поиска наиболее эффективных форм, методов, технологий, средств обучения, способствующих повышению познавательной активности учащихся. Изменения, произошедшие за последние десятилетия в технике и технологии, ставят перед образованием новые цели, а именно использование информационных средств обучения, которые названы главным условием реализации требований ФГОС НОО [6]. Компьютерные средства помогают школьнику самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, грамотно работать с информацией, приобщают школьников к коллективному труду.

Рассмотрим подробней наиболее часто используемые такие компьютерные средства обучения как электронный учебник и мультимедиа-презентация. Наряду с печатными традиционными учебниками в современной школе можно увидеть и инновационные учебники: аудиоучебник, викиучебник, учебное пособие и электронный учебник [7]. Но чаще всего, в современной начальной школе, встречаются учебные мультимедиа-презентации, выполненные в программах PowerPoint или Impress, поскольку эти программы просты в использовании, как для учителя, так и для учащегося.

Учебные презентации оптимально соответствуют дидактическим задачам урока: воспитательным, поскольку воспитывают научное мировоззрение, чувство товарищества, взаимопомощи; развивающим, так как формируют у школьников познавательные интересы, логические умения (сравнение, анализ, обобщение, аналогия), активизируют учебную деятельность; обучающим, на основе углубления и расширения знаний учащихся, построения взаимосвязей между изучаемыми объектами и процессами. [3]

Учебные мультимедиа-презентации для уроков по окружающему миру можно разделить на следующие виды: презентация-описание, презентация-путешествие, презентация-объяснение.

Презентация-описание предполагает создание образных представлений учащихся по каким-либо темам окружающего мира. Например, презентации о сезонах года и их признаках, природных сообществах (лес, луг, поле, водоем), об отдельных предметах и явлениях природы (гроза, ливень, типы осадков, извержение вулкана и т.п.). Просмотр красивых достоверных фотографий и рисунков подобных презентаций создает правильные научные представления учащихся о природных объектах, повышают познавательный интерес к природе и предмету в целом.

Презентация-путешествие используется при характеристике уголков природы родного края, России, мира. Презентация как бы переносит учащихся в новую обстановку, делает их «путешественниками». Презентация-путешествие имеет сюжетную линию:

·        подготовка к путешествию (выбор транспорта, одежды, снаряжения, одежды, маршрута, места остановок – метеостанция, домик лесника, геологический поселок и т.д.);

·        само путешествие в виде фотографий и рисунков объектов природы; событий, происходящих в данном уголке природы;

·        возвращение домой (дети делятся впечатлениями от увиденных картин, обсуждают самые понравившиеся события).

Презентация-объяснение предполагает научное доказательство какого-либо сложного закона природы или общества. Слайды в данной презентации на основе логики рассуждения показывают сущность научного понятия или умозаключения (смена сезонов года, смена дня и ночи, питание и дыхание растений, широтная зональность, ориентирование, работа пищеварительной, кровеносной, дыхательной, нервной систем организма человека и т.п.).

Использование электронных учебников и мультимедиа-презентаций обеспечивает на уроке возможность предоставления более полной информации, повышение роли наглядности в обучении, экономию учебного времени, повышение познавательной активности учащихся.

 

Список литературы

1.        Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе [Текст] / Л.Л. Босова // Информатика и образование. - 2002. - № 1. - С. 45 - 47.

2.       Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учебное пособие / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – М.: Академия, 2008. - 288 с.

3.       Матрос, Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения [Текст] / Д.Ш. Матрос // Педагогика. – 2007. - № 6. – С.11 - 18.

4.       Назарова, Т.С. Средства обучения. Технология создания и использования [Текст]: монография / Т.С. Назарова, Е.С. Полат. – М.:УРАО, 1998. – 204 с.

5.       Пакулова, В.М. Методика преподавания природоведения [Текст]: учебное пособие / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

6.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения [Текст] / Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2011. – 33 с.

7.       Электронный учебник [Электронный ресурс] / Википедия. – Режим доступа: ru.wikipedia.org (22.02.2016).

Научный руководитель ст. преподаватель каф. ТиМПИ

Валеева Ю.И.

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация