РАЗРАБОТКА ИС, РАБОТЫ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ ШКОЛЬНИКА (ПОРТФОЛИО)
Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Секция "Разработка и применение информационных систем в науке и образовании"
Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ
22 сентября 2016 г.
Авторы: Мкоян Т. С.
Т. С. Мкоян
РАЗРАБОТКА ИС, РАБОТЫ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ ШКОЛЬНИКА (ПОРТФОЛИО)
Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
На первой ступени важной задачей портфолио ученика, начальной школы, является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене.
Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика.
Портфолио учащихся начальной школы, нуждается в непрерывном контроле учителей начальных классов.
Цель контроля портфолио: Оценка состояния работы по совершенствованию учета индивидуальных достижений обучающихся.
Задача контроля: Оценить состояния работы по учету индивидуальных достижений учащихся.
Объект: «портфолио учащихся начальной школы».
Субъект: работа учителей начальных классов.
Вид: тематический.
Форма: текущий.
Метод: анализ портфолио.
Основными задачами применения портфолио являются:
- повышение качества образования в школе;
- поддерживание и поощрение высокой учебной мотивации, её активности и самостоятельности;
- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, научную, спортивную, творческую;
- формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, организовывать и планировать собственную учебную деятельность;
- содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося;
В раздел портфолио входят:
- Официальные документы .
- Курсы по выбору, творческие работы, социальная практика.
- Отзывы и редакции.
- Общая информация, мои жизненные планы, автобиография, резюме.
- Итоговая ведомость.
- Приложение.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего «Портфолио».
«Рабочий Портфолио ученика»:
1)Является современным педагогическим инструментом, и оценивает достижения учащихся, ориентировано на обновление и совершенствование качества образования;
2)Оно реализует одно из основных положений в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения – «формирование универсальных учебных действий»;
3)Данное портфолио позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; а также лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения;
4)Рабочее портфолио, также предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио:
Олимпиады: школьная; муниципальная; областная; всероссийская; международная.
Спортивные достижения: школьные соревнования; муниципальные соревнования, спартакиады; областные соревнования, спартакиады; всероссийские соревнования, спартакиады; международные соревнования.
Дополнительное образование: участие в кружках, секциях; школьные конкурсы, фестивали, выставки.
Школьные мероприятия.
Во многих, мною иследованных школах, «Портфолио учащихся начальных классов», представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов; рабочие материалы (тексты заданий; результаты выполненных работ по предметам, диагностические материалы, анкеты, грамоты и т.д.).
Список литературы
1. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход в образовании.// Стандарты и мониторинг в образовании.-2002.-№2.
2. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.// Школьные технологии.-2004.-№3.-С.179.
3. Молчанова З.М., А.А. Тимченко, Т.В. Черникова. Личностное портфолио.
Научный руководитель к.п.н., профессор кафедры ТиМПИ
Можаров М.С.