РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Секция "Разработка и применение информационных систем в науке и образовании"

Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ

22 сентября 2016 г.

Авторы: Черданцева А. В.

А. В. Черданцева

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

 

Деятельность различных организаций и предприятий в большой степени зависит от их информированности, возможности быстрой и качественной обработки информации. Под обработкой информации понимается трудоемкая последовательность действий, включающая в себя сбор нужной информации, её фильтрацию, осмысление, анализ.  Любая компания, даже самая маленькая, сталкивается с огромными массивами информационных данных. В зависимости от того, насколько серьезные проблемы решаются, и какой результат хотят получить в конце, количество обрабатываемой информации возрастает, что серьезно усложняет работу специалистам, либо совершенно невозможно без привлечения специальных технических средств.

В современном мире практически не найти организации, которую бы не задел процесс информатизации будь то научная деятельность, материальное производство или даже творческий кружок.

Данная проблема не обошла стороной и образовательную систему. Информационные системы пронизывают практически все ступени образования. Они помогают директору, завучу школы и даже обычному учителю, предоставляя нужную информацию и помогая систематизировать её и использовать в своих целях. Существуют сферы деятельности школы, которые еще слабо охвачены компьютеризацией, но имеют огромное значение для получения полноценного образования. К этой группе можно отнести работу школьного психолога, которая проводится в каждой школе, но пока мало где ее организация обеспечивается посредством компьютера.

Попробуем выяснить, как и чем компьютер мог бы облегчить деятельность психолога в школе и какие именно виды его работы следует автоматизировать.

В общем представлении психолог – это специалист, призванный помочь найти выход в сложной ситуации, лучше узнать себя. Основная задача психолога в школе – сопровождение ребёнка в процессе учебной деятельности.  Для этого педагог-психолог должен взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, а также стать соратником учителям и классным руководителям.

Рассмотрим основные виды деятельности школьного психолога:

Диагностика. Включает в себя диагностику познавательной сферы, эмоционально-волевой и  мотивационной сферы, где исследуется внимание ребенка, интеллектуальное развитие, память, самооценка и уровень мотивации учащегося. Проведя диагностику всего вышеперечисленного, психолог может существенно повлиять на качество образования. А изучив диагностику в динамике можно выявить проблемные зоны,  способности к точным наукам, предрасположенность какой-либо профессиональной деятельности и многое другое.

Консультирование. Необходимо результаты диагностики донести до заинтересованных лиц, объяснить, что необходимо предпринять в каждом случае, зачем это необходимо и причины возникновения этого самого случая.

Коррекционно-развивающая работа. Осуществляется как в познавательной сфере, так и в эмоционально-волевой и мотивационной. Занятия могут проходить в индивидуальном порядке, либо в группах, в зависимости от сферы и целей коррекции и развития ребенка.

Психопросвещение. Задача специалиста  - заранее рассказать родителям и педагогическим работникам о возможных проблемах в эмоциональном состоянии ребенка и путях их решения.

Профессиональная ориентация. Психолог должен подготовить ребенка к самостоятельному выбору профессии.

Психо-профилактика.  Педагог-психолог сам или через педагогический коллектив, должен донести до детей, что такое здоровый образ жизни, его важность.

Далее рассмотрим, какие виды деятельности школьного психолога, а так же каким образом, может охватить процесс информатизации.

Диагностика. Система автоматизированной диагностики должна включать в себя конструктор тестов и возможность проведения компьютерной диагностики.

С помощью конструктора тестов специалист может перенести нужные профессиональные методики в электронный вариант, создать собственные тесты, опросы, анкеты.  Со временем накапливается своя электронная библиотека, банк тестовых вопросов, которые в дальнейшем пригодятся в работе специалиста.

Компьютерная диагностика предоставляет возможность тестирования сразу нескольких учащихся по одному или разным вопросам без обязательного присутствия педагога-психолога. Ребенок читает инструкцию и приступает к выполнению теста. Большим преимуществом является автоматическая обработка результатов, благодаря которой остается время на другую работу.

Автоматизировать коррекционно — развивающую работу можно с помощью развивающих компьютерных игр, в которых моделируются различные ситуации, необходимые психологу для достижения целей; развивающих компьютерных тренажеров, нацеленных на развитие определенного качества ребенка, например, тренировки внимания, мышления или восприятия; психологических компьютерных программ, типа аутотренинга, расслабляющие, стимулирующие, развивающие. Помогают снять физическое напряжение, стресс и оптимизировать умственную деятельность.

Такие виды деятельности, как психпросвещение, психо — профилактика, профессиональная ориентация осуществляются  через использование инструментов ИКТ, а именно, CD-фильмы, школьный веб-сайт; сетевое взаимодействие; медиа презентации.

Так же ИКТ помогают психологу в организационно — методической работе.

Обработанная с помощью компьютера информация легко и быстро переносится на бумажные носители в различных формах представления: таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т. д., благодаря чему появляется возможность быстрее и качественнее формировать отчеты, а создание электронной библиотеки позволяет систематизировать и быстро находить данные.

Но самое главное, что  ИКТ может помочь педагогу-психологу вести психологические паспорта детей. Это такая база данных, хранящая всю информацию о детях, с которыми проводилась психологическая работа. Позволяет быстро отыскать нужного учащегося по фамилии.

Исходя из всего вышесказанного, нужно создать информационную систему, которая бы повышала эффективность работы школьного психолога.  Мною будет разработана ИС в основе которой будет лежать БД психологических паспортов детей. Поэтому в качестве среды разработки я выбрала Microsoft Access 2010. В информационной системе должна храниться вся важная информация обо всех учащихся, разделенная по классам (Общие сведения об учащемся, индивидуальные особенности, характеристика учебной деятельности, сведения психолога, особенности поведения, познавательной деятельности и т. д.).   Важно  чтобы педагог психолог знал о каких-либо отклонениях в психологическом здоровье детей, для этого в БД должен быть отдельный раздел для контроля данной категории учеников. Так же в системе должно отражаться, когда именно, какая работа и для каких целей была проведена, результаты этой работы.  Педагог - психолог должен иметь возможность редактирования и добавления новой информации,  анализа своей работы и формирования отчетных материалов.

В процессе деятельности специалиста будет накапливаться множество методической информации, которую надо систематизировать и которая понадобится психологу еще не раз. Поэтому обязательно должна присутствовать электронная библиотека и банки тестов, заданий, игр, тренажеров и т. д.

Список литературы

1.   Уваров,  А.Ю. Информатизация школы: Вчера, сегодня, завтра [Текст]  / А.Ю. Уваров – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 504 c.

2.   Вылиток, Ж.С. Использование ИКТ в работе школьного психолога  [Текст] / Ж.С. Вылиток. - 2012. - 20 с.

Научный руководитель к.п.н., профессор
  М.С. Можаров

PDF