КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
Раздел: VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Секция "Математика, теория и методика преподавания математики и физики"
Журнал: Научно-исследовательская работа студентов ФМиТЭФ НИФ КемГУ
29 сентября 2016 г.
Авторы: Гарбузова К. М.
К. М. Гарбузова
КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 5-Х КЛАССОВ «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
В современном мире в сфере образования происходят постоянные изменения и нововведения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Для достижения этой цели используется системно-деятельностный подход. Его используют как при проведении обычных школьных уроков, так и внеурочных занятий, например элективных курсов.
Отличительными чертами курса внеурочной деятельности являются его пропедевтический характер на основе метода научного познания. Такой подход способствует начальному формированию и дальнейшему развитию физических понятий в системе непрерывного физического образования и обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о мире.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является организация освоения метода научного познания на основе системно-деятельностного подхода, предоставление учащимся инициативы, независимости и свободы в процессе обучения и творчестве при освоении реального мира вещей и явлений.
В условиях реализации программы курса внеурочной деятельности широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Учащийся в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Исходя из психологических и возрастных особенностей учащихся 5 классов, на занятиях большое внимание уделяется таким формам и методам обучения и взаимодействия, как беседа, дискуссия, обсуждение, совместная проектная или исследовательская деятельность.
В качестве примера рассмотрим технологическую карту занятия № 6.
Тема: Объем. Измерение объема.
Класс: 5
Продолжительность урока: 45 минут
Цель: Познакомить детей с понятием объем. Научить работе с мензуркой.
Задачи:
-обучающие: организация деятельности по формированию представления об измерении времени;
-развивающие: продолжить развитие внимания, мышления (моделирование, аналогия, конкретизация);
-воспитательные: продолжить формирование культуры самостоятельной работы, представлять и отстаивать свое мнение, культуру учебного труда;
Формируемые УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Средства вербальные: устное слово, печатное слово (тексты)
наглядные: физическое оборудование.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Краткий план урока:
1. Актуализация (8 минут)
2. Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока (5 минут)
3. Рассмотрение и анализ понятия «Объем. Единицы измерения объема» (7 минут)
4. Закрепление (практическое применение полученных знаний) (15 минут)
5. Подведение итогов (7 минут)
6. Перспектива (3 минуты)

Рабочий лист к занятию № 6 по теме «Объем. Измерение объёма»
Дата проведения урока:_______________________________________________________
Задание № 1. У вас есть предмет, мензурка и вода. Как используя только это оборудование определить объём предмета? Напишите свой вариант решения этой проблемы ___________________________________________________________________
Сформулируйте тему урока:__________________________________________________
Подумайте, какова цель урока?________________________________________________
Каковы этапы изучения темы? ________________________________________________
Задание № 2. Перед вами находятся кубик и линейка. Определите объём кубика. Заполните таблицу № 1.
Таблица № 1.

Задание № 3. Определите цену деления мензурки. Используя мензурку, определите объём выданного вам тела.
_____________________________________________________________________________
Задание № 4. Вам дана мензурка и горох. Определите объем одной горошины.
_____________________________________________________________________________
Подведение итогов.
Насколько вам понравилось сегодняшнее занятие? Выберите один из смайликов.
1) Все понятно, мне было интересно
2) Не все понятно, но занятие понравилось ![]()
3) Занятие не понравилось ![]()
Домашнее задание
Задание № 1.
Возьмите свою любимую кружку. Определите её объем. Используя её, определите объем вашего чайника, самой маленькой и самой большой кастрюль в вашем доме.
_____________________________________________________________________________
Научный руководитель ст. преподаватель каф. МФиМО НФИ КемГУ,
учитель физики МБНОУ «Лицей №111» Васильев А.А.