ФОРМИРОВАНИЕ В ВУЗЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К РАБОТЕ В ПРОФИЛНОЙ ШКОЛЕ

Раздел: О новых подходах к технологическому обучению школьников и подготовки учителей технологии

Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

27 декабря 2016 г.

Авторы: Калекин Алексей Архипович

УДК 378.38+373.5.048.45

А. А. Калекин

A. A. Kalekin

ФОРМИРОВАНИЕ В ВУЗЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К РАБОТЕ В ПРОФИЛНОЙ ШКОЛЕ

THE FORMATION IN THE UNIVERSITY READINESS TEACHER OF TECHNOLOGY FOR THE SPECIALIZED SCHOOL

Аннотация. Обосновывается целесообразность использования инженерной педагогики для совершенствования подготовки учителя технологии для его работы в профильной школе.

Annotation. The feasibility of the use of engineering pedagogy to improve the preparation of the teacher of technology for his work in the specialized school.

Ключевые слова: образовательная область «Технология», отраслевая подготовка, инженерная педагогика.

Keywords: educational area "Technology", sectoral training, engineering pedagogy.

 

Если основным практико-ориентированным школьным предметом является «Технология», то ведущим педагогом в профессиональном самоопределении старшеклассников после окончания школы при выборе будущих профессий и специальностей, особенно в сфере современного материального производства, стоит учитель технологии [1].

Современные социально-экономические отношения в обществе предъявляют новые требования к подготовке в вузе учителей технологии для их работы в профильной школе. Учитель технологии должен ориентировать школьников не только на усвоение ими определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей, успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда, т.е. на технологическую деятельность после окончания школы.

Одной из главных функций учителя технологии является передача школьникам опыта осуществления этой деятельности. Но для того, чтобы четко представлять ту или иную отрасль современного материального производства, учителю технологии необходима соответствующая подготовка, названная нами технологической отраслевой подготовкой.

Технологическая отраслевая подготовка будущего учителя технологии по сравнению с традиционной, осуществляемой ныне в педагогических вузах (факультетах), отличается тем, что здесь знания, умения, навыки и компетенции выпускника соизмеряются с определенными отраслями материального производства региона и педагогической деятельностью в профильной школе с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников.

В технологической отраслевой подготовке будущих учителей технологии для работы в профильных школах (классах) мы особо обращаем внимание на освоение ими общетехнических и технологических дисциплин.

Знакомство с отраслями сферы современного материального производства через общетехнические и технологические дисциплины является практической основой подготовки будущего учителя технологии для работы в профильной школе.

Преподавание общетехнических и технологических дисциплин в вузах базируется на анализе теоретического развития такого научного направления как педагогика в практике передачи технических знаний, получившая известность как инженерная педагогика[2;3;4].

В педагогическую науку понятие «инженерная педагогика» ввел профессор Клагенфуртского университета (Австрия) Адольф Мелецинек, издал книгу «Инженерная педагогика: Практика передачи технических знаний» и основал в 1972 г. Международное общество по инженерной педагогике – Internationale Gesellschaft für Ingenieurpädagogik (IGIP) / International Society for Engineering Education, которое является одной из авторитетных международных организаций в сфере технического образования. Россия в IGIP представлена с 1995 г. в виде Российского мониторингового комитета (РМК) и базируется в МАДИ (ГТУ).

Мы выделяем и рассматриваем в статье один из нами предлагаемых, перспективных путей совершенствования системы профессиональной подготовки в вузе учителей технологии для их работы в общеобразовательных профильных школах (классах) с индустриально-технологическим направлением профилизации старшеклассников (особенно, юношей) для выбора ими будущих профессий и специальностей в сфере современного материального производства за счет реализации в программе подготовки учителей технологии, а в последующем ими в технологическом обучении старшеклассников, элементов инженерной педагогики, названной нами инженерной педагогикой школы [1].

Подготовка будущего учителя технологии для работы в профильной школе в значительной степени определяется уровнем его знаний в соответствующей области материального производства. Исходя из этого, основной комплексной задачей подготовки будущего учителя технологии для работы в профильной школе является формирование у него отраслевых технологических знаний – одной из составляющей его профессиональной компетентности.

Инженерная педагогика школы базируется на понятиях общей и отраслевых педагогик (педагогике высшей школы, инженерной педагогике и педагогике школы – раздел жизненного и профессионального самоопределения школьников), а также на знаниях техники и технологии отраслей материального производства региона (рис. 1).

Инженерная педагогика школы предстает как самостоятельная область научного педагогического знания, которая за счет взаимодействия с техническими науками, технологиями и техникой способствует созданию и реализации системы технологической отраслевой подготовки в вузе учителя технологии, который своими знаниями, умениями, навыками и компетенциями воздействует на развитие личности школьника, создает условия для самоопределения его уже на старшей ступени профильной школы на конкретную профессию и специальность сферы материального производства, формирует интерес к ней, помогает предположительно определить, в каких видах деятельности он сможет наиболее успешно самореализовываться, получая наибольшее удовлетворение от своего труда.

Рисунок 1. Составляющие компоненты инженерной педагогики школы

Эффективность предлагаемой системы технологической отраслевой подготовки будущего учителя технологии подтверждена в ходе многолетнего педагогического эксперимента, проведенного под руководством и с участием автора, экспертной оценкой материалов, результатами анкетирования студентов, учителей и школьников [1].

Анализ динамики трудоустройства выпускников вуза, получивших технологическую отраслевую профессиональную подготовку на базе инженерной педагогики, показал, что такой педагог на сегодняшний период состояния нашего общества более востребован на рынке труда из-за имеющейся у него технологической отраслевой подготовки.

Список литературы

  1. Калекин А. А. Система технологической подготовки бакалавра педагогического образования к работе в профильной школе: Дис….    д-ра пед. наук.- М., 2012.
  2. Мелецинек А. Инженерная педагогика. Практика передачи технических знаний [Текст]/ А. Мелецинек.- М.:МАДИ(ТУ), 1998.
  3. Методология инженерной педагогики [Текст] / А. А. Кирсанов, В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. В. Федоров. - М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007.
  4. Основы инженерной педагогики [Текст]  / А. А. Кирсанов, В. М. Жураковский, В.М. Приходько, И. В. Федоров. - М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007.
PDF