Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Автор: И. Л. Левина
Раздел: Модернизация профессионального образования

I.L. Levina

MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"

Аннотация. В статье показаны возможности СУО «Moodle» в преподавании физической культуры. Описана структура электронного курса по физической культуре, его теоретический, практический и контрольный разделы. Показана эффективность дистанционного курса «Физическая культура» в заочном обучении студентов технического вуза.

Annotation. In article are shown possibilities of LMS Moodle in teaching on physical culture. The structure of an electronic course on physical culture, its theoretical, practical and control sections is described. Efficiency of the remote course "Physical culture" in correspondence course of students of technical University is shown.

Несмотря на достаточно детальное изучение проблем теории и практики дистанционного обучения [1, 2, 3 и др.], полноценных работ, в которых предлагается использование электронных технологий в преподавании дисциплины «Физическая культура» в техническом вузе, нет. СУО Moodle не может полностью заменить очную форму обучения, однако он имеет огромный функционал, способствующий получению качественного образования. Moodle является весьма перспективным для людей, не имеющих возможность обучаться на очной форме. Таким образом, получение качественного образования становится более гибким и в большей степени ориентированным на интересы социальной и экономической сфер жизни.

Электронный курс по дисциплине «Физическая культура» полностью соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) и рабочей программе учебной дисциплины. Курс организован по модульному принципу; каждый из модулей информационно логически замкнут и представляет из себя четко определенный объем учебного материала. Результат работы с модулем фиксируется одним видом контрольных мероприятий в виде теста. Каждый из модулей курса информационно логически замкнут и представляет из себя четко определенный объем учебного материала. Все модули аннотированы, в них даны определения основных смысловых акцентов модуля, отмечена особенность каждого модуля и его важность в общей структуре курса, заострены особенно трудные или своеобразные моментах.  Всего 8 модулей:

  1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
  2. Социально-биологические основы физической культуры.
  3. Основы здорового образа жизни. Роль и место физической культуры в обеспечении здоровья.
  4. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания.
  5. Психофизиологические основы трудовой деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
  6. Спорт и спортивная подготовка.
  7. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
  8. Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и спортом.

Учебный материал каждого модуля представлен теоретическим, практическим и контрольный разделами и соответствующими ресурсами. Разделы предусматривают овладение студентами специальными знаниями и практическими навыками, необходимыми для понимания процесса функционирования физической культуры общества и личности, а также контроль их усвоения. Ресурсы курса – это его содержимое (контент), представленное в виде загружаемых файлов или ссылок на внешние сайты. 

Результат работы с модулем фиксируется одним видом контрольных мероприятий в виде теста. Кроме контроля усвоения теоретических знаний, электронный курс учебной дисциплины «Физическая культура» в разделе самостоятельной работы включает в себя возможность размещения результатов выполнения студентами тестов на общефизическую и спортивную подготовленность. По желанию студентов (только заочной формы обучения) им предоставляется возможность сдать контрольные нормативы по физической подготовленности в спортивных залах спорткомплекса СибГИУ. Результаты выполнения нормативов размещаются в виде скана или фотографии протокола.

Практические навыки контролируются по качеству выполнения следующих заданий:

  • составление  комплекса утренней гигиенической гимнастики;
  • составление одного из вариантов «малых форм» физической  активности в режиме дня студента (по выбору: производственная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка);
  • составление набора различных упражнений для развития собственных физических качеств: силы, гибкости, быстроты, выносливости, ловкости;
  • заполнение дневника самонаблюдения.

Кроме того, студентам предлагается выполнить аналитический обзор литературы по одной из предложенных тем или подготовить реферат.

При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практических разделов программы по общефизической и спортивной подготовке. Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, пишут реферат по одной из предложенных тем и оцениваются по результатам итогового теста.

Внедрение электронного курса учебной дисциплины «Физической культуры» в СУО Moodle происходило в 2015-16 учебном году. Всего на курс было зачислено 944 студента заочной и ускоренной форм обучения, в т.ч. 197 человек – в первом семестре и 747 – во втором. Итоги зимней и летней сессии 2015-2016 учебного года показали эффективность внедрения электронного курса. В учебной работе приняли участие подавляющее большинство студентов, для которых такой формат работы, с одной стороны, является привычным, т.к. дистанционные технологии достаточно активно используются в СибГИУ. С другой стороны, такая форма работы является необычной именно для данного предмета. Практически все студенты на вводной лекции выразили некоторое недоумение по поводу формата курса и невозможности, по их мнению, его реализации в дистанционном режиме. Однако  в межсессионный период все сомнения были преодолены и работа в формате электронного курса благополучно осуществилась.

Таким образом, широкие возможности средств СУО Moodle  в преподавании учебной дисциплины «Физическая культура» раскрыты через теоретическое обоснование и практическую  реализацию данного электронного курса.

Список литературы

1. Алтынхузина Р.Н. Основные возможности системы дистанционного обучения Moodle // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2015. – № 4-3. – С. 87-90

2. Бондаренко Г.А. Проблемы подготовки педагогических кадров дистанционным обучением // Проблемы и перспективы образования в России, 2015. – №32. – С. 160-164

3. Кравченко Г.В. Педагогические особенности организации дистанционного обучения в среде Moodle //Известия Алтайского государственного университета, 2015. – Т. 1, №3 (87) –  С. 59-63.

Теги: дистанционное образование, физическая культура, заочное обучение, distance learning, physical culture, correspondence course

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация