УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Раздел: Технологическое обучение школьников в РФ и за рубежом

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Родионов А. А. , Савченко А. И.

УДК 371

А. И. Савченко, А. А. Родионов

A. I. Savchenko, A. A. Rodionov

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

EDUCATIONAL AND MATERIAL BASE OF TECHNOLOGY IN SCHOOL

Аннотация. Проведен анализ учебно-методической базы, учебно-методической литературы по технологическому обучению. Изучено педагогическое, правовое и материальное обеспечение предмета «Технология» в практике работы школы. Исследовано влияние соответствия нормативов, требований на качество обучения школьников.

Abstract. The analysis of educational and methodical base of educational materials on the techno-logical training. Studied the pedagogical, legal and material support "technology" of the object in the practice of the school. The effect of compliance with regulations, the requirements on the quality of student learning.

 

Цель исследования – изучение влияния состояния учебно-материальной базы по предмету «Технология» на качество обучения школьников.

Предмет исследования – учебно-материальная база по предмету «Технология».

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности. Формирование и закрепление трудовых умений, обобщение опыта работы школ и специальных психолого-педагогических исследований показывает, что для формирования трудовых практических умений решающее значение имеют структура учебного материала, методы обучения, сознательная деятельность учеников и др. Успех занятий трудового обучения во многом определяет их материально-техническое обеспечение. В современных условиях это – один из наиболее болезненных факторов организации обучения технологии. Учебно-материальная база трудового обучения общеобразовательной школы представляет собой совокупность материальных средств и условий, необходимых для эффективной организации технологического обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся.

Актуальность выбранной темы исследования заключается ещё и в решении проблемы формирования практических умений учащихся согласно требованиям общеобразовательного стандарта по технологии в условиях неполной комплектации учебных мастерских, кабинетов оборудованием и инструментами. Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли педагогов и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств [1]. Это также подтверждает актуальность выбранной темы  работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого, на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества [3].

К учебно-материальной базе по технологии относят практически все материальные средства, с помощью которых осуществляется учебный процесс. Значительное место среди них занимает учебно-производственное и обычное производственное оборудование. Учебно-производственное оборудование отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, тогда как обычное производственное оборудование просто используется для целей обучения – это могут быть машины, аппараты, приборы, станки, приспособления, рабочие и измерительные инструменты, используемые в учебном процессе и т. д. С помощью этого оборудования проводятся практические работы, организуется производительный труд учащихся, обеспечивается их деятельность по техническому и декоративно-прикладному творчеству, сельскохозяйственному опытничеству, что способствует развитию технического мышления и конструкторских способностей. Учебно-материальная база по технологии включает в себя также лабораторное оборудование: аппараты, приборы, установки и т. д., которые используются в лабораторных работах учащихся [2].

Учебный процесс по технологии не обходится без самых различных конструкционных и других материалов: древесины, металлов, текстильных материалов, пищевых продуктов и т.д., технология обработки которых изучается учениками. Это так называемая, "расходная" часть учебно-материальной базы, т. к. в учебно-производственном процессе материалы расходуются на изготовление изделий. Если учебно-производственное и лабораторное оборудование, которым оснащается учебный процесс по технологии, может служить многие годы, то конструкционные и другие материалы требуют постоянного пополнения. Поэтому часто из-за отсутствия достаточного количества необходимых материалов создаются значительные трудности в эффективном проведении учебных занятий. К учебно-материальной базе относят также технические средства обучения, включая средства программированного обучения, средства наглядности и т.д., которые также существенно влияют на качество обучения школьников.

Из вышесказанного следует, что при должном материальном и техническом обеспечении учебных кабинетов, мастерских, учащихся и учителя получат мощную базу, фундамент, желание, хорошую подготовку и широкий спектр выбора дальнейшего развития навыков. Это даст возможность учителям работать и излагать материал не только шаблонными способами, а вводить и разрабатывать новые методы, улучшать старые, постоянно совершенствоваться самим, тем самым повышать коэффициент образованности обучающихся, стремится находить новые и не стандартные пути обучения учеников. Учащиеся же получат навыки, знания, на которые они будут опираться в других предметах, появится желание совершенствоваться, работать, а не просто просиживать время. Такие возможности и многое другое может дать сильная учебно-материальная база по предмету «Технология».

Список литературы

  1. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие: – М.: Владос-пресс, 2006. – 200с.
  2. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ "Технология", 2000. – 235с.
  3. Учебно-материальная база – "Технология" [Ресурсы интернета] – Режим доступа: http://www.uroki.ru/pos_rus/baza/baz_tehnol.htm
PDF