ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В МКОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА № 80»

Раздел: Технологическое обучение школьников в РФ и за рубежом

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Зукина М. И. , Бегун Е. В.

УДК 376

М. И. Зукина, Е. В. Бегун

M. I. Zykina, E. V. Begun

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В МКОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА № 80»

VOCATIONAL COUNSELING IN THE MKOY «SPESIAL SCHOOL 80»

Аннотация. Профориентационная работа школы осуществляется через систему педагогической, информационной и организационной поддержки обучающихся, работу школы с семьей и социумом.

Abstract. Vocational counseling  is carried out through sistem of pedagogical, psychological, informational and organizational  support for students, school work with family and society.

 

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач, встающих перед выпускниками специальных школ в силу изменения условий труда.

Профессиональная ориентация – это комплекс психолого-медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, состоянием здоровья человека, а также с учетом потребностей рынка труда.

Трудовому воспитанию уделяется основное внимание, которое позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

Перед специальной школой стоит задача психолого-социальной подготовки обучающихся к жизни, труду в новых экономических условиях. Работа по профориентации делится на 3 этапа:

  • выбор профессионально-трудового обучения;
  • допрофессиональная подготовка;
  • углубленное трудовое обучение.

На первом этапе проводится диагностика обучающихся 4-5 классов, ребята знакомятся с различными видами труда и трудовыми мастерскими.

На этом этапе специалисты школы определяют каждому ребенку индивидуальный маршрут соответствующий профессиограмме, выбранной специальности, который в силу определенных обстоятельств можно гибко менять и  варьировать, исходя из потребностей каждого конкретного обучающегося.

Второй этап рассчитан на обучающихся 6-9 классов. В него входит выбор профиля труда и трудовое обучении в соответствии с психолого-медико-педагогическими рекомендациями. На протяжении этого периода стараемся научить обучающихся реально представлять свои возможности будущей трудовой деятельности. Количество  профессий, по которым могут обучаться воспитанники, ограничено, поэтому перед нами стоит задача из небольшого списка предлагаемых специальностей выбрать ту, которая соответствовала бы интересам, желаниям, а главное возможностям обучающихся.

Работа на третьем этапе проводится с обучающимися 10-11 классов и направлена на углубленное трудовое обучение по определенному виду труда в соответствии с программой.  Более подробно остановимся на этом этапе.

Изучив опыт г. Новосибирска, мы открыли 10-11 классы с углубленной трудовой подготовкой. Наша школа единственная в г. Новокузнецке среди специальных школ, где с 2008-2009 учебного года организованны такие классы. Набор осуществляем при тесном сотрудничестве со специальными школами города.  Рабочие программы прошли рецензии в МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк.

В них продолжается изучение тем по всем предметам, включенных в программы 5-9 классов. Программы построены с опорой на имеющиеся знания, умения, навыки и формирование новых на базе, при расширении и углублении изученных ранее тем. Так на уроках русского языка, изучая деловое письмо, обучающиеся учатся правильно оформлять деловые бумаги ( писать заявления, автобиографии, расписки, доверенности и т. д.). Полученные знания они используют на уроках социально-бытовой ориентировки при изучении темы « Трудоустройство», а знания, полученные на уроках математики применяются на уроках трудового обучения. Производственному обучению в этих классах уделяется особое внимание, так  в 10 классах  на них по программе отведено 22 часа, а в 11 – 24 часа. Открыты следующие трудовые профили:

  • швейное дело;
  • слесарное дело;
  • столярное дело;
  • поварское дело;
  • цветоводство и декоративное садоводство;
  • штукатурно- малярное дело.

Швейное дело (эта профессия позволяет обучающимся использовать полученные знания не только на производстве, но и в жизни.  Воспитанники  проходили практику на швейной фабрике «Березка» и получали положительные отзывы).

Слесарное дело (по этому профилю мы сделали только один выпуск, т.к. он оказался сложным для обучающихся. Таким образом этот профиль не прижился в нашей школе и из-за отсутствия его продолжения в системе дальнейшего профессионального образования).

Поварское дело (этот профиль пользуется особой популярностью. Обучающиеся с удовольствием работают на уроках, помогают в школьной столовой. Летняя трудовая практика проходит в кафе «Заря», где сотрудники высоко оценивают навыки и умения практикантов).

Цветоводство и декоративное садоводство (Обучающиеся трудятся в теплицах для выращивания цветочных культур и овощей и зелени,  в огороде. Организуем экскурсии в ООО «Зеленстрой»).

Столярное дело (работая по этому профилю воспитанники получают определенные навыки работы с современными инструментами, изготавливают декоративные изделия для украшения школьного двора). Проходят практику на Деревообрабатывающем заводе.

Штукатурно-малярное дело (силами обучающихся этого профиля проводится косметический ремонт школы).

Сложнее складывается ситуации с выпускниками класса с умеренной степенью умственной отсталости, т. к. обучающихся в силу своих ограниченных возможностей здоровья не могут продолжать профессиональное обучение. Мы набирали группу таких обучающихся по профилю «Обслуживающий труд». На протяжении двух лет они овладевали элементарными трудовыми навыками, и самое главное –  имели возможность общения, а после окончания школы они лишены возможности не только обучения, но и общения. А что же дальше? Этот вопрос нас волнует, и мы ищем пути выхода для таких обучающихся.

Испытываем затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищенности;
  • неадекватной самооценкой   и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей в определении профиля и содержания профессии.

Школа тесно сотрудничает с Государственным учреждением профессионального образования города Новокузнецка.

Выпускники школы продолжают свою учебную деятельность в этом учреждении по профилям, которым обучались в 10-11 классах, но даже после окончания учебы устроиться на работу для них остается проблемой.

Список литературы

  1. Справочник выпускника специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида:  под ред. С.А. Львовой.- М.: ВЛАДОС, 2009.
  2. Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной  направленности: под ред. Л.Н. Бобровская.- М.: Профильная школа, 2011.
  3. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: под ред. М.Ю. Михайлина.- М.: В помощь школьному психодлогу, 2009.
  4. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст]: под ред. Н.М. Платоновой.- М.: ВЛАДОС, 2006.
PDF