Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В 10-11 КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННОЙ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКОЙ

Авторы: Е. В. Бегун, М. И. Зукина
Раздел: Технологическое обучение школьников в РФ и за рубежом

УДК 376

M.I. Zykina, E.V. Begun

VOCATIONAL COUNSELING ON THE LESSONS OF THE SOCIAL AND HOUSEHOLD ORIENTATION IN THE 10-11 CLASSES WITH IN-DEPTH LABOR TRAINING

Аннотация. В г. Новокузнецке МКОУ «Специальная школа № 80» единственная, в которой открыты 10-11 классы с углубленной трудовой подготовкой.

Abstract. There is the only «Special school № 80» in which classes 10- 11 are open to in-depth  labor  training in the citi Novokuznetsk.

В настоящее время с особой остротой встаёт проблема подготовки к жизни и труду обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, т.к. повышение темпа и качества производительного труда, сокращение несложных видов работ в общественном производстве создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников специальных школ.

В процессе труда люди вступают в определенные социальные взаимодействия друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда – это форма социальных связей, реализуемая в обмене и взаимном действии. То есть социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Исходя из этого, в школах VIII вида основным предметом является трудовое обучение.

МКОУ «Специальная школа № 80» единственная в г. Новокузнецке, в которой 7 год функционируют 10-11 классы с углубленной трудовой подготовкой по следующим профилям: швейное дело, столярное дело, штукатурно-малярное дело, поварское дело, цветоводство и декоративное садоводство.

Нельзя отрицать и значимость специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке, которые были включены в программу с 1981 года [1, с. 6-7].

Социально-бытовая ориентировка – один из главных предметов коррекционного блока. Цель предмета - формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных школ. Повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни [4, с. 67].

Основные  задачи специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке: формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации обучающихся, повышение уровня общего развития воспитанников и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни; корригирование недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности); развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации [4, с. 68-69].

Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья  [3, с. 3].

Помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработанная и внедренная мною в практику учебная программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой составлена на основе авторской программы Н.М. Платоновой// Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя/ под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 331с.- (коррекционная педагогика). Программа способствует повышению уровня общего развития обучающихся, адаптации и социализации выпускников, их включению в производственные отношения в условиях социума. Рабочая учебная программа получила рецензию в МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецк  [4, с. 67-101].

В 10-11 классах продолжается изучение тем, включенных в программы для 5-9 классов. Программа построена с опорой на имеющиеся знания, умения и навыки и формирование на их базе новых, при расширении и углублении изученных ранее тем.

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками специальных школ.

Содержание курса «Социально-бытовая ориентировка» дает возможность учителю ознакомить обучающихся с многими профессиями, воспитывать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность социально-бытовой ориентировки в профориентационной работе состоит в том, что здесь воспитанники получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у человека, а особенно у подростка, чувства радости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем социально-бытовой ориентировки стоит задача так организовать работу, чтобы каждый обучающийся не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем в привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.

Профессиональная ориентация – это комплекс психолого-медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями человека, состоянием его здоровья, а также с учетом потребностей рынка труда.

Основные задачи профориентации: изучение динамической структуры личности обучающегося с целью осуществления коррекционного воздействия на ее развитие и определение наиболее подходящей сферы трудовой деятельности; подготовка к самостоятельной трудовой деятельности, оказание содействия процессу профессионального и личностного самоопределения; всестороннее изучение профессионально-трудовых возможностей обучающихся и оказание содействие их развитию; формирование трудовых навыков и умений, способность развитию творческих способностей обучающихся.

Система профессионального самоопределения разделяется на три основных раздела: профессиональное просвещение и знакомство с отдельными профессиями; систематизация знаний о мире профессий с точки зрения целей и условий труда; формирование профессионально-важных качеств.

Особое внимание уделяется вопросам изучения разделов «Профориентация», «Трудоустройство», которые позволяют решать коррекционные, образовательные задачи по интеграции в общество обучающихся.

Тесно сотрудничаем с Государственным учреждением профессионального образования  г. Новокузнецка. Организуем экскурсии в Центр занятости населения, на предприятия города.

Выпускники нашей школы продолжают свою учебную деятельность в Государственном учреждении профессионального образования  г. Новокузнецка по трудовым профилям, которым обучались в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой.

Программный материал по социально-бытовой ориентировке помогает обучающимся 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой подготовиться к сознательному выбору профессии с учетом потребностей рынка труда города. Освоенная на уроках выпускниками система знаний необходимых для социальной адаптации позволяет им успешно продолжить обучение в профессиональных учреждениях города, трудоустроится на работу.

Таким образом, открытие этих классов способствует более успешной социально трудовой адаптации выпускников специальных школ, которые не только овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и способны предложить себя на рынке труда, трудоустроиться по данной профессии.

Список литературы

  1. Социально-бытовая ориентировка [Текст]: под ред. Т.А. Девятковой.- М.: ВЛАДОС, 2008.
  2. Справочник выпускника специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида [Текст]:  под ред. С.А. Львовой.- М.: ВЛАДОС, 2009.
  3. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя [Текст]: под ред. А.А. Хилько.- Санкт-Петербург: Просвещение, 2006.
  4. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст]: под ред. Н.М. Платоновой.- М.: ВЛАДОС, 2006.

 

Теги: адаптация, профориентация, adaptation, vocational conuseling

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация