ВНЕДРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Раздел: Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Использование свободно распространяемого программного обеспечения в образовании»

Журнал: Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Использование свободно распространяемого программного обеспечения в образовании»

5 мая 2010 г.

Авторы: Половникова А. М.

А. М. Половникова

ВНЕДРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

В рамках проекта «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» («Первая Помощь 1.0») Корпорация Microsoft и Федеральное агентство по образованию заключили 12 декабря 2007 года Соглашение на использование пакета программного обеспечения Майкрософт на компьютерах всех общеобразовательных учреждений РФ, а также на домашних компьютерах учителей. Обращаем Ваше внимание на тот факт, что согласно условиям заключенного Соглашения, лицензии на использование пакета ПО Майкрософт действуют до 1 января 2011 года.

Следовательно, в декабре 2010 года все школы должны будут уничтожить пакет «Первой Помощи».  А это значит, что общеобразовательные учреждения останутся без  операционной системы Windows.

По истечении срока действия государственного контракта федеральные и региональные органы управления образованием будут иметь возможность приобретения текущих версий базовых продуктов для системы образования - операционных систем, офисных приложений и средств разработки - со скидкой порядка 90-95% от их рыночной стоимости. Так проинформировал генеральный директор ООО «Майкрософт Рус» Биргер Стеен. Но средств на приобретение данного продукта нет, поэтому предлагают перейти на свободное программное обеспечение.

Что значит свободное программное обеспечение?

Свободное программное обеспечение  (СПО)- программное обеспечение с открытым кодом, которое пользователь может легально запускать, модифицировать и распространять с небольшими ограничениями или вовсе без таковых.

По нынешнему законодательству практически всех стран, программный продукт и его исходный код по умолчанию является так называемой интеллектуальной собственностью его автора, которому даётся полная власть над распространением и изменением программы, даже в случае, когда исходные коды открыты для обозрения.

Чтобы программное обеспечение считалось «свободным», его автор должен дать пользователю все четыре вышеперечисленные свободы. Это достигается выпуском исходных кодов программного обеспечения под одной из особого рода лицензий, называемых свободными лицензиями. При этом автор программы сохраняет предоставленные ему законом авторские права на программу, однако лицензия явным образом разрешает свободное использование.

А нужно ли это вообще внедрять СПО в общеобразовательные учреждения?

С внедрением ОС Linux появились проблемы у учителей.

1)Кто-то только научился работать в  ОС Windows и тут на смену предлагают Linux. Зачем тратить дополнительное время на переучивание чего-то нового?

2)Не всякие программы работают в ОС Linux. Например, серия пособий Кирилла и Мефодия. А ведь программы уже закуплены и широко используются на уроках. Они будут не пригодны?

3)Как быть с учебниками? Все учебники по информатике написаны под ОС Windows. Получается, что учебники теперь не пригодятся для выполнения практических заданий на компьютере.

4)Столько усилий было положено на Windows, собраны медиатеки, проведены дополнительные мастер-классы и на школьном уровне, создано столько авторских разработок.

Внедрение ОС Linux заведомо не нужно школьникам. Конечно, вначале ученикам будет интересно познакомиться с новым ПО, но этот интерес будет не долгим, так как они зададут себе вопрос: зачем изучать Linux, когда дома и после окончания школы придется работать с ОС Windows.

Все отчеты, связанные с учебными делами администрация, учителя предметники и классные руководители делали на компьютере. А теперь с внедрением Linux будут возникать проблемы со своевременным выполнением отчетов.

Видимые проблемы перевода ОУ на ПСПО:

  • Полное отсутствие квалифицированного персонала по установке и обслуживанию ПО на базе Linux.
  • Полное отсутствие кадров, которые могут обучить школьный персонал в таком огромном количестве работе на новых операционных системах, а необходимо будет обучать по сути всех учителей, использующих ИКТ на своих уроках
  • Практически полное отсутствие драйверов под периферийные устройства, а их, как известно, в некоторых ОУ достаточно много и если школа не новостройка, то эти устройства обычно разноплановы по модельному ряду и принадлежности к какой-либо марке производителя.
  • Достигнуть такого же уровня подготовки кадров, которые работают с компьютерной техникой, что и сейчас при использовании Windows-платформ удастся в лучшем случае через 2-3 года. И эти годы будут годами очень напряженной работы.
  • Уровень детского образования пострадает за эти годы, и пострадать может достаточно сильно.

Хотелось бы верить в то, что если такой перевод все же будет осуществлен, то сделано это будет максимально безболезненно для участников образовательного процесса, и максимально же обдуманно, проводя постоянные консультации, встречи и круглые столы с людьми, которые отвечают за информатизацию в школах. Надо помнить, что важно не разрушить тот опыт, что уже есть и наработан за долгие годы

Список литературы

  1. Колисниченко Д.Н., Аллен Питер В. LINUX: полное руководство. - СПб: Наука и Техника, 2006.
  2. Курячий Г.В., Маслинский К.А. Операционная система Linux. Курс лекций. Учебное пособие. - М.: Интернет-университет информационных технологий, 2005
  3. http://old.linux.kiev.ua/~mike/archive/ITN/it-n-36316-10.html - сеть творческих учителей информатики
  4. http://traditio.ru/wiki - русская энциклопедия
  5. http://www.microsoft.com- сайт корпорации Microsoft
PDF