ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ РЕЧЕВОГО СОЗНАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПЕДАГОГА

Раздел: Теория и практика профессиональной подготовки

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Чумакин М. М.

УДК 303.09

М. М. Чумакин

M. M. Chumakin

ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ РЕЧЕВОГО СОЗНАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПЕДАГОГА

BASICS OF THE SPEECH CONSCIOUSNESS CONCEPT FOR FIELD EDUCATORS

Аннотация. Сознание любого человека – продукт общества. Речь и общество преобразуют наши исходные системы обратной связи, а именно: чувства, эмоции, оценки и разум с огромной скоростью. Особо стоит нравственное чувство – величайшее приобретение ноосферы, делающее нас людьми. В статье дается анализ сознания и механизмов совместной работы чувственно-эмоционально-оценочной сферы в рамках концепции Речевого Сознания для продолжения исследования этих связей с целью построения алгоритмов психики людей.

Abstract. Consciousness of the human is a product of our society. Both speech and society change our primary feed back systems, such as: senses, emotions, values, and reason, at a great speed. Our morals stand alone as the greatest noospheric acquisition that makes us humans. This article sketches some analysis of our senses-emotions-values department within Speech Consciousness concept in order to continue field research for the sake of finding human psyche algorithms.   

Данный текст представляет собой изложение концепции Речевого Сознания (РС) как обоснование стратегии и тактики педагога, позволяющее связать представление о рациональном мышлении, нравственности и индивидуальной психики. Практически все понятия, термины, подходы  и теории, используемые в тексте, имеют многолетнюю или даже многовековую историю разработки и развития мыслителями разных стран.

 

В центр внимания мы поставили интеллектуальные способности Человека.

1. Речевое Сознание

Сознание живого организма есть некая система, позволяющая этому организму регистрировать важнейшие события внутри себя и вовне. Основная часть этой системы – чувства, такие как зрение, осязание, баланса, чувство ускорения, слух и многие другие. Эта часть организма очень напоминает датчики робота для фиксирования физических реалий окружающего мира. Но у робота нет эмоций для самостоятельной оценки важности полученной от датчиков информации. Эти два аспекта организма – чувства и эмоции (оценки) – встроены в тело посредством генетического кода; они всегда есть на всех стадиях жизненного цикла в нормально функционирующем организме. И чувства, и эмоции очень физиологичны и достаточно быстродействующи. У высших животных заметна еще одна система информирования, которая изменяется по ходу жизненного цикла и существует как потенциал, а не как условный рефлекс. С помощью этой системы животные учатся, приобретают навыки, не передающиеся по наследству. Третья система обратной связи связана с работой высшей нервной системы; она гораздо медленнее первых двух, ибо, по всей видимости, использует иные органы и части тела, нежели чувства и эмоции. Результаты работы этой системы прекрасно видны в цирке: собаки выполняют словесные команды, лошади танцуют и птицы говорят.

Данный потенциал проявляется в человеке в виде умения говорить.

Этот потенциал реализуется только тогда, когда человек вырастает в человеческом обществе.

С момента появления языка и нарастания возможностей человека благодаря его функционированию во вновь созданной реальности – в обществе – сравнивать сознание человека и животного уже нельзя. На этапе Маугли еще можно сравнивать сознание этого неразвитого ребенка и волка; сознание же нормального взрослого Homo Sapiens имеет иные возможности, иной набор чувств и эмоций, построенных на речи и общении в обществе, которых у животного быть не может, ибо у животного нет инструмента для создания всего этого набора. В целях обращения внимания на эту разницу я продолжаю называть сознание человека Речевым Сознанием (РС). Такой подход, кстати, снимает вопрос о возможности внеязыкового мышления.

2. Механика РС

Все три информационные системы – чувства, эмоции и разум – работают совместно, дублируют друг друга, обеспечивая гарантированность доставки сигнала в максимально сжатые сроки.  Разум очень тесно связан с животной чувственной основой тела, но принципиально от чувств отличается своей неощущаемостью. Принципиальной неощущаемостью, так что разум и чувства ортогональны друг к другу. Отсюда: следы работы разума можно определить только при помощи разума же, специального анализа психики и поступков человека. Работа разума состоит в соотнесении знаков между собой, операциями над ними. Это очень энергозатратное дело, т. к. увеличивает потребление мозгом ресурсов в разы, и медленное: полсекунды, а то и больше на цикл.

Для увеличения скорости операций над знаками они получают кодировку, своего рода штрих-код, сделанный из тэгов чувств и эмоций. Тэги помогают извлекать из памяти похожие ситуации-операции, чтобы не думать заново.

Для экономии места, времени и энергозатрат используется не только кодировка со стороны чувств и эмоций, но и конструирование знаков разумом из конечного числа исходных элементов, типа лего. Эти элементы, из которых и получаются слова вместе с их значением, смыслом. В.М. Нуждова называет это семами («мельчайшие единицы смысла») [1], и я вслед за нею. Сама идея семной организации языка, слов и понятий может помочь по иному подойти к компьютерному моделированию языка и речи [2-4].

Таким образом, разум работает с семами и затем передает их сознанию для оформления в текст. Возможно, именно эта особенность разума привела к поискам внеязыкового мышления. Причем разум одновременно работает с несколькими мыслями, что мы называем работой подсознания. Сознание может актуализировать («осознать») только одну мысль (текст) в каждый отрезок времени.

Во время сна разум отключается. Мозг начинает обрабатывать информацию от внутренних органов; если млекопитающее лишить сна, то у него появляются язвы и иные повреждения на внутренних органах [5].

3. Новоприобретенные чувства и эмоции

Как уже было замечено, РС развивается в человеке экспоненциально, лавинообразно, при этом не просто увеличивается словарный запас, но и усложняется структура поддержки системы тэгов, меняются сферы чувств и эмоций за счет усиления их все увеличивающейся сферой речи.

Для оптимального выстраивания стратегии воспитания и образования соответственно возрасту важно представлять иерархию связей между всеми этими структурами.

Как уже указывалось, мы можем рассматривать человека человеком только тогда, когда он действует в обществе. Вне общества человека нет и быть не может. Общество, язык и власть суть аспекты одного и того же явления, ибо сконструированы они из одного и того же материала, подчиняются одним и тем же законам, проявляются на одинаковых носителях. Мы их различаем и изучаем в разных дисциплинах благодаря традиции. Из единства этих трех аспектов следует, что одновременно  с постижением языка человек постигает и устройство общества; по поводу прозрачности устройства общества и власти для всех членов общества подробно высказался А.А. Зиновьев [6]. По мере постижения суровых законов жизни у человека проявляется нравственное чувство на основе эмоций и оценок, он постигает что можно и чего нельзя делать.

Специально отметим наблюдение Ю.М. Бородая о том, что именно табу как социальная норма сделала животную заготовку Homo Sapiens человеком. Обратите внимание, что табу, особенно в сфере межполовых отношений, на ранних стадиях развития цивилизации были гораздо строже, не то, что сейчас [7-10].

Запрет на рефлекторно-инстинктивное поведение ставит человека в проблемную ситуацию, и он начинает задавать вопросы: а почему нельзя? А как надо? А еще как можно? Что приводит к дальнейшему развитию РС.

Нравственное чувство – величайшее приобретение ноосферы, делающее нас людьми.

Социально приобретенными можно назвать также чувства меры, совести, стыда, принадлежности, прекрасного и т. д. Исследователи утверждают, что чувство любви было разработано в средние века, и его испытывают далеко не все люди. Чувство стыда изживается по мере взросления: вспомните, когда Вам было мучительно стыдно в последний раз? В принципе все эмоции и чувства слабеют с возрастом, что позволяет эффективнее пользоваться разумом в старости. Профессор Савельев С.В. утверждает, что человек усваивает схемы социального поведения (мировоззрения) за 5-7 лет [11].

4. Механизм взаимодействия разума и чувственной сферы

Этот механизм можно представить таким образом: есть живой организм с системой восприятия, включающий датчики регистрации состояния среды (глаза, уши, нос...). Организм оценивает эту информацию, для чего требуется еще одна система обратной связи; на самом примитивном уровне это «выгодно-невыгодно», «сильно-слабо». Наилучшие достижения координации при помощи этой системы фиксируются как инстинкты-рефлексы; одновременно происходит дальнейшее развитие нервной системы, помогающей такому выживанию организма. Для улучшения оперативных характеристик появляется еще одна система для оценки ситуации на месте без рефлекторной фиксации, явно на основе избыточных ресурсов мозга.

Эта система обратной связи требует больше питания и работает медленнее.

Но ее не надо держать включенной все время, потому что рефлексы покрывают большинство ситуаций, и она гораздо эффективнее в деле оценки ситуаций и, следовательно, в принятии правильных решений.

Эта новая сигнальная система манипуляции в уме со знаками, замещающими реальные объекты,  позволяет планировать деятельность, предвидя результаты на несколько шагов вперед и менять планы как следствие этого предвидения.

Следующий скачок, прорыв в развитии это сигнальной системы – речь, язык – со всеми вытекающими последствиями, а именно: общество, язык, власть и цивилизация, ноосфера.

В чем состоит скачок, т.е. радикальное качественное изменение?

«Реальная картина мира», построенная сигнальными системами низшего уровня, начинает дополняться, вплоть до полного замещения, картиной мира, основанной на РС, построенном при помощи языка. Большой проблемой становится отладка этой виртуальной картины мира, соотнесения ее с «реальным миром».

Явная связь между разумом и чувствами прослеживается после следующего витка развития РС: появления новых чувств на основе рефлексии людьми своих ощущений и деятельности. Вот эти, новые чувства, уже есть продукт воздействия речи на сознание. Сила и развитость этих чувств напрямую связаны с интенсивностью их рефлексии в жизни каждого конкретного человека. Это отражается в сфере искусства, литературы, религии, психологии и т. п.

Связь разума и тела прослеживается в том, что наблюдается явное возбуждение всех вегетативных систем тела при активной работе разума: усиливается сердцебиение, человек двигается импульсивно, появляются другие признаки общего возбуждения.

Гипноз и прочие измененные состояния сознания: это все примеры из этого же раздела. Мне видится перспективным сознательное управление своим здоровьем, предлагаемое Д.А. Шаменковым [12], основанное именно на этой связи тела и РС.

Рассмотрение связи РС и тела, чувств, позволяет выявить один существенный недостаток устройства РС, а именно: у человека есть всего лишь один-единственный канал ввода информации и ее переработки – сознательное внимание, его фокус. И этот канал работает в лучшем случае несколько часов в день.

При обращении рефлексии человека на свои языковые-понятийные ресурсы, на способы мыслительной работы, поиск закономерностей и прочее упорядочивание, – все попытки этих усилий выливаются в появление новых мыслительных инструментов, средств и приемов, связей и возможностей. И это именно то, чего у этого человека ранее не было и не могло зародиться «само», а только в результате неких усилий мыслительного аппарата.

Говоря о механизмах связи РС и чувственной сферы, надо отметить взрывной рост количества новых связей и возможностей в сознании каждого человека. Нам, как исследователям, важно навести порядок и в этой сфере тоже путем составления классификации всех этих вновь возникающих связей.

Как уже отмечалось, чувственно-эмоционально-оценочная сфера навешивает на компоненты Разума свои тэги. Операция над тэгами вместо операций над самими компонентами Разума для организма – более дешевый (в смысле энергозатрат) и быстрый способ размышления. В результате  значительная часть (по утверждению некоторых исследователей – почти все сто процентов) размышления проходит скорее в чувственной сфере-2, а не при помощи интеллекта. Чувственная сфера-2 – это новые чувства и эмоции, возникшие под влиянием РС, рефлексии. Таким образом, у большинства людей все время проходят операции над этикетками слов и понятий, над их упрощенными заместителями, а не над самими знаками, как положено при «чистом мышлении».

5. Следствия из концепции РС для построения стратегии воспитания и образования

Основная идея, которую хотелось бы донести – все материалы для мыслей, их оформления,  решения и тексты рождаются не из пустоты, а из волевых усилий конкретного человека по рефлексированию, переработке поступающей информации. Чтобы здраво размышлять о пользе и вреде шоколада, надо сначала откуда-то получить понятие о шоколаде, представления о пользе и вреде продуктов, функционировании организма, общества, быть мотивированным, это все обсуждать и т. д. Компоненты, влияющие на построение размышления, включают в себя как просто информацию о конкретном предмете, так и средства, которыми данный человек примется размышлять.

Чувственно-эмоционально-оценочная и нравственная составляющая этой оснащенности имеет такую же важность, как и понимание синергии анализа и синтеза, умения классифицировать рассматриваемые случаи, представления о ходе, структуре и темпоральности размышления, умения компоновать тексты и удерживать логику развития доказательств.

6. Основные перспективы и направления дальнейшего исследования

Формат данной статьи предполагает лишь обозначение общих контуров подхода и не позволяет развернуть новые понятия в их развитии.

Сам факт перехода от упоминания сознания как некоего не совсем ясного феномена к рассмотрению его компонентов, материалов, связей и механизмов работы по всем стадиям метаморфозы, ставит нас в новые условия и дает в руки новые инструменты. Конкретизация модели сознания позволяет целенаправленно строить свою деятельность тем, кто занимается принятием решений, оптимизацией работы интеллекта, плюс позволяет работникам образования встать в позицию инженеров детского сознания, давая возможность читать схемы и чертежи этого устройства.

Итак, исходных материалов два: это – тело человека (Природа # 1) и общество (Природа # 2).

На основе деятельности, общения внутри общества:

  • Эти задатки превращаются в речь, что делает человека феноменом иного рода: из объекта Природы # 1 (косной) люди становятся объектом Природы # 2 (деятельностной, или «практики»), где индивидуальные характеристики отдельного Человека есть неотъемлимая часть ноосферы.
  • На основе РС выстраивается новая система чувств, оценок и средств разума.
  • Вновь возникшее явление – ноосфера – несет в себе потенциал качественного иного развития (в противопоставлении Природе # 1, которую мы мыслим с раз и навсегда заданными свойствами), вектор которого меняется в зависимости от того, какую программу задает себе эта самая ноосфера.

Здесь я бы хотел особенно подчеркнуть неразрывную связь чувственно-эмоционально-оценочной сферы с разумом, интеллектом, рассудком. Генезис РС, анализ механизмов его работы указывает на невозможность функционирования разума без чувств, оценок и эмоций. В средней школе формируется второй слой чувств и эмоций, построенный на основе развития речи и деятельности в обществе. 

Для этого планируется создать классификацию развитости чувственно-эмоциональной сферы, силы воли и нравственности, таблицы соотнесения эффективности работы инструментов, интеллекта с развитостью речи, опытом участия в жизни общества, функционирования организаций и пр.

Также будет продолжена работа над инструментами интеллекта (здесь и далее – ИИ): их классификация, структура, создание и синергетический эффект развития одних качеств, в результате чего изменяются смежные знания, умения и навыки.

С накоплением данных о работе всех этих механизмов можно будет перейти на следующий уровень работы с ИИ: выявлению их алгоритмов и, следовательно, формализация языка их описания, что позволит как бы просчитывать работу разума и, возможно, представить ее в виде компьютерных программ. Однако эта компьютеризация ИИ не означает «создание искусственного интеллекта», потому что ведущим мотором интеллекта остается воля.

На данном этапе медитации по теме, вершиной работы в этом направлении мне представляется создание чувства удовольствия от решения сверхсложных задач и построение модели Человека Сознательного,  как следующего шага в эволюции Homo Sapiens.

Одним из важных средств достижения этих целей есть умение строить свое индивидуальное поведение в ходе группового размышления, предполагающее понимание каждым особенностей участия индивида в работе Машины Мышления (термин системомыследетельностной методологии) и механизмов самой этой Машины.

7. Заключение

Концепция речевого сознания общества, основанная на решающем воздействии речи, для появление феномена человека как сложного объекта, где ноосфера есть его неотъемлемая часть, вводит в обиход новые понятия и представления, категории и иные интеллектуальные средства. Усвоение всех этих понятий, представлений и категорий привязано к активной деятельности усвояющего по их применению для решения проблем образования. Степень их усвоения соразмерна степени важности задач по воспитанию и обучению в глазах исследователя и вынуждает активно участвовать в деле преобразования социальной среды, как основного фактора функционирования личности.

Список литературы

  1. Нуждова В.М. Курс современного русского языка. Лекции. – Новокузнецк: НГПИ, 1980.
  2. Чумакин М.М. Вариант модели речевого сознания. – Новокузнецк: КузГПА, 2014.
  3. Чумакин М.М. О классификации инструментов мышления. – Новокузнецк: «Новокузнецкий горнотранспортный колледж», 2012.
  4. Чумакин М.М. О моделировании связи ценностей с рациональной аргументацией в процессе принятия решений. // Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Новокузнецк: Санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права, Новокузнецкий филиал, 2011
  5. Пигарев И.Н. Висцеральная теория сна. Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН. – Москва, 2013
  6. Зиновьев А.А. Логическая социология. – М.: Социум, 2002.
  7. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности). – М., 1994
  8. Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса / Бюлл. эксп. биол. и мед., 1948
  9. Александров Ю.И. Сознание и эмоции. Теория деятельности и социальная практика. 3-й международный конгресс. – М., 1995
  10. Александров Ю.И. Эмоция и мораль. Методология и история психологии. – М., 2008.
  11. Савельев С.В. Происхождение мозга. – М.: Веди, 2005.
  12. Шаменков Д.А. Осознанное управление здоровьем. – М.: Аркаим, 2010.
PDF