ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ

Раздел: Теория и практика профессиональной подготовки

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Чавдарова-Костова С. Г.

УДК 378

С. Г. Чавдарова-Костова

S. G. Chavdarova-Kostova

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ

TEACHER IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION TO CALL THE USE OF TECHNOLOGY IN THE WORK WITH STUDENTS

Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с использованием современных технологий в процессе высшего образования. Обсуждаются различные аспекты включения информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии преподаватель-студент, как в аудиторной, так и во внеаудиторной среде. Каждый из этих аспектов рассматривается в его двусмысленности в отношении мотивации и возможностей преподавателя взаимодействовать с этими технологиями.

Abstract. In this paper main questions related to using contemporary technologies in the higher education process are presented. Different aspects of the inclusion of informational – communicational technologies in the interaction teacher – student are discussed, as in the auditorium, as in out-of-auditorium environment. Each of these aspects is considered in its ambiguity as regards motivation and possibilities of the lecturer to interact with these technologies.

 

Качество труда университетских преподавателей в последние годы все чаще связано с их возможностями использовать современные информационно-коммуникационные технологии.

На сегодняшний день существует много таких возможностей, связанных как с процессом общения со студентами во внеаудиторной и аудиторной среде, так и в процессе обучения в аудиторной и внеаудиторной среде.

Традиционное общение со студентом в аудиторной среде и в других пространствах университета сегодня расширяется посредством общения через электронную почту, Skype, Facebook и другие коммуникационные каналы. Есть преподаватели, которые широко используют один или более каналов, и таким образом, становятся более доступными для коммуникации со студентами. Есть преподаватели, которые ограничивают такой тип общения до использования электронной почты по разным причинам: некоторые из более взрослых не имеют привычек ежедневного использования этой формы общения, другие не видят значения в создании профиля в социальной сети, как Facebook для самих себя и, конечно, не используют ее, третьи не считают, что необходимо, чтобы существовали столько каналов для доступности к ним во внеаудиторной среде, так как это нарушает их личное время и пространство.

Презентационные навыки преподавателя рассматриваются как необходимое условие для улучшения качества преподавания в университете. Современный преподаватель должен не только владеть традиционными методами преподавания, но и эффективно использовать современные технические средства, с помощью которых может сделать процесс обучения более интересным, с более мотивирующей и провокационной активностью для студентов. Это тезис, который в последние годы приобрел качество аксиомы.

Использование современных технических средств и связанной с ними технологией и методикой преподавания включено в контексте проблематики для интерактивных методов обучения, и сегодня многие учителя в системе среднего образования и преподаватели в университете ассоциируют и даже ставят знак равенства между интерактивностью и информационно-коммуникационными технологиями, что на самом деле не в полной мере отражает отношения между этими двумя явлениями (нельзя поставлять и перекрыть особенность общения между обучаемым и обучающим, и технологию, которая является опосредованным механизмом общения). Технология является важной, значимой, без нее не могут случиться эти нововведения, которые изменяют и характер общения в классе или аудитории, она является предпосылкой для того, что будет потом. От преподающего уже зависит, будет ли и как будет использовать возможности техники и технологии для совершенствования своей профессиональной работой.

Это не секрет, что все еще есть преподаватели в системе высшего образования, которые не совсем готовы использовать современную технику для целей обучения. Есть и такие, которые не используют продукты программного обеспечения с целью подготовки материалов для работы со студентами. Некоторые из них не хотят делать это, потому что им трудно (все-таки требуется специальная подготовка, развитие умений, времени), независимо от того, что подготовленные материалы облегчили бы их работу в аудитории. Другие, даже если они готовы, имеют развитые умения, умеют хорошо делать презентации и другой вид материалов посредством программных продуктов, не считают, что необходимо слишком сосредоточиваться на использовании технологий в процессе обучения со студентами, потому что таким образом игнорируются ценные аспекты традиционных методов обучения, с помощью которых преподаватель воздействует своей речью.

Фактом является, что есть преподаватели, которые чересчур доверяются использованию современных технологий, чтобы осуществить процесс обучения и таким образом игнорируют своё дальнейшее совершенствование в контексте традиционных методов обучения и воздействия на студентов (даже есть и такие, которые „считают”, что используют презентации, но на самом деле дословно читают текст слайдов, не добавляя ничего другого, или свободно комментировать написанное, что не остается незамеченным и не прокомментированным студентами). Сегодня не следует впадать ни в одну, ни в другую крайности, потому что они не в пользу эффективности обучения и взаимодействия со студентами.

Другим аспектом проблемы является отношение преподавателей к их включению в дистанционное электронное обучение, что существенно изменяет процесс преподавания и взаимодействие со студентами. Есть преподаватели, которые с энтузиазмом и с большой мотивацией трансформируют свои курсы в электронном формате и им нравится способ коммуникации посредством электронных платформ (напр. MOODLE). Есть такие, которые находятся в другой крайности – не желают, отказываются работать со студентами в этом формате по различным причинам – неразвитые умения для работы в таких платформах, недооценка роли электронного обучения для повышения качества работы студентов, отрицание роли электронного обучения в качестве заменителя традиционного обучения «лицом к лицу». Остальные „посредине” – с  различной степенью энтузиазма и умений работы с программными продуктами, но работающие в контексте электронного обучения.

Важным является и вопрос для эффективного использования имеющейся техники и технологии, которые могут быть применены в процессе университетского обучения. Результаты исследования, проведенного в университетах Болгарии несколько лет назад, выделяют  несколько проблемных областей использования современных технологий университетскими преподавателями:

  • отсутствие или недостаточная степень владения компьютерными умениями;
  • отсутствие знаний и умений среди преподавателей для разработки педагогического дизайна электронных учебных материалов;
  • отсутствие у академического состава отношения к обучению с электронными средствами обучения;
  • отсутствие надежной защиты авторских прав электронных изданий и возможность им злоупотреблять;
  • отсутствие удовлетворительной финансовой компенсации для развития таких материалов;
  • отсутствие отдельного бюджета для обучения преподавателей;
  • отсутствие утвержденной работающей методологии для преподавания в области дистанционного/электронного обучения. Каждый преподаватель принимает решения на основе личного, накопленного в традиционном обучении опыта [2].

Важным вопросом в контексте приверженности преподавателя, проводящего обучение посредством использования современных технологий, является и обеспечение в достаточной степени „поддержки обучения” студентов, которая имеет „множество измерений: дидактическое, познавательное, метакогнитивное, технологическое, социально-психологическое, административное”, посредством которого „компенсируется отсутствие физического присутствия преподавателя и преодолеваются проблемы, вызванные наличием временной  и пространственной дистанции между субъектами в обучении ”  [1, с.8].

Упомянутое до сих пор показывает, со сколькими вызовами сталкивается университетский преподаватель, использующий современные технологии в процессе своей работы со студентами. Независимо от того, что это одна из приоритетных обсуждаемых проблемных областей в современной педагогической науке, все еще есть достаточно полей для исследования и усовершенствования процесса интеграции информационных и коммуникационных технологий в школе и в высшем образовании.

Список литературы

  1. Пейчева-Форсайт, Р. За качеството на електронното обучение. 2012. - http://nis-su.eu/Documents/Papers/Peytcheva-Forsyth_Statia.pdf, 31.03.2015.
  2. Пейчева-Форсайт, Р. Интегриране на електронното обучение в Българските университети – проблеми и решения, 2007. - http://www.bvu-bg.eu/sem/sem5/RPeytcheva.pdf, 31.03.2015.
PDF