ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Раздел: Теория и практика профессиональной подготовки

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Соболев А. В.

УДК 372.834

А. В. Соболев

AV. Sobolev

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

APPLICATION TECHNOLOGIES OF CRITICAL THINKING AT LESSONS OF HISTORY AND SOCIAL SCIENCE

Аннотация. Статья посвящена применению технологий критического мышления на уроках обществознания.

Abstract. The article is devoted to the application of technologies critical thinking at lessons social science.

 

В деятельности современного педагога поиск и применение новых педагогических технологий объясняется не модой, а потребностью нашего времени. Мы живём в мире, где то, что казалось далёким будущем из области фантастики, сегодня становится реальностью. В условиях стремительно меняющегося мира знания быстро устаревают и специалисту, чтобы быть востребованным, необходимо постоянно учиться.

Традиционная школа, выстроенная на репродуктивных методах обучения, давала необходимый запас знаний, вырабатывала необходимые навыки и умения, формировала личностные качества. Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.

Сегодня в образовании России происходят существенные изменения. «Социально педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права» [1].

Обучение обществознанию в средних специальных учебных заведениях имеет свою специфику. Обществознание включает в себя и опирается на знания не одной, а сразу нескольких наук. Курс обществознания направлен на то, чтобы дать обучающимся понятийную научную базу. Обществознание также формирует мировоззрение и способствует профессиональной ориентации обучающихся, выработке профессиональных и личностных компетенций.

Одним из новых подходов в современном образовании является применение технологий развития критического мышления (ТРКМ). ТРКМ разработали зарубежные учёные и преподаватели. В нашей стране технологии начинали применять в 90-е годы 20 века. ТРКМ является общепедагогической, открытой, универсальной технологией, ориентированной на решение актуальных образовательных задач.

Технологии критического мышления «помогают обучающимся самостоятельно определять направления в изучение темы и самостоятельно решать проблемы, то есть мыслить по-настоящему» [2].

Технология критического мышления предполагает организацию процесса обучения в три стадии, которые обучающиеся проходят совместно с педагогом: 1-я стадия вызова; 2-я стадия осмысления; 3-я стадия рефлексии.

На первой стадии урока педагог активизирует обучающихся, мотивирует для дальнейшей работы, побуждает их использовать уже имеющихся знания по изучаемому вопросу. Обучающийся вспоминает, что ему известно по теме, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Работа ведётся как в составе группы, так и индивидуально. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, обсуждается, ставятся цели.

На этапе второй стадии происходит реализация замысла, обучающиеся получают информацию, соотносят полученный материал с имеющимися знаниями.

На третьей, завершающей стадии урока, педагог проводит рефлексию полученных знаний на уроке.

Широкое распространение на первой стадии урока получил приём «Знаю – хочу узнать – узнал». Обучающиеся заполняют таблицу с графами: «Знаю – хочу узнать – узнал», работают индивидуально или в паре. Записывают любые знания, сведения, предположения, затем происходит обсуждение, и педагог должен подвести обучающихся к тому, чтобы на основе полученных результатов ребята сами сформулировали цель урока.

На первой стадии применяют также приём «Колесо». В основании приёма, берется ключевое слово по теме, например: тема по обществознанию: «Государство».  К понятию «государство», обучающиеся подбирают слова-ассоциации: общество, страна, правительство, власть, суд, гимн и т. д. Совместно определяют цель урока: рассмотреть государства как главный институт политической системы, выявить признаки государства, определить его функции.

На второй стадии идёт непосредственная работа по материалам темы, приём используется в зависимости от темы и материала. Можно использовать приём «инсерт». Педагог объясняет тему, обучающиеся отмечают значками тот материал, который они знали, тот, что для них новый, и какие вопросы необходимо разобрать. Прием «инсерт» на уроках можно использовать также на стадии реализации смысла и рефлексии.

 Приём «кластер» – это графический способ рассмотрения материала. На чистом листе бумаги или классной доски, пишется ключевое слово или предложение, которое является центральным в изучаемой теме. Вокруг этого слова записываются понятия, слова или предложения выражающие сущность понятия, факты или образы, формируются целые взаимосвязанные гроздья, «кластеры». Затем все слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Между гроздьями кластера устанавливаются логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления по теме.

Приём фишбоун (рыбный скелет) – позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемой темы, факта, события. Схема фишбоуна представляет собой «рыбью кость», в голове которой, записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод. Например: тема по обществознанию: «Общественное развитие», ученики строят схему, в голове формулируется проблема – «прогресс».

Технология располагает огромным арсеналом приёмов и стратегий:

Прием «толстый и тонкий вопросы» используется при организации взаимного опроса. После изучения темы обучающимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.

Стадия рефлексии (размышления) позволяет обучающимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Синквейн является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить обучающихся синтезировать и обобщить, сложную информацию. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Используя технология критического мышления, педагог, взаимодействуя с обучающимися, помогает им:

  • выработать навыки самостоятельной работы;
  • развивать умение работы с текстом, анализа информации;
  • формировать способности логического и системного мышления, делать выводы и умозаключения;
  • умения работать в команде, передавать свои идеи, максимально эффективно взаимодействовать с людьми.

Список литературы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – с. 4.
  2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. – с. 22.
PDF