ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ, ПРАВОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Теория и практика профессиональной подготовки

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Савченко А. И. , Денисюк Д. В.

УДК 371

А. И. Савченко, Д. В. Денисюк

A. I. Savchenko, D. V. Denisyuk

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ, ПРАВОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

EDUCATIONAL, LEGAL AND MATERIAL SUPPORT OF TECHNOLOGICAL TEACHING STUDENTS

Аннотация. Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Изучено педагогическое, правовое и материальное обеспечение учебного процесса в практике работы школы. Исследовано влияние соответствия нормативов, требований на качество обучения школьнико.

Abstract. Analyzed the psychological and pedagogical literature on the research problem. Studied the pedagogical, legal and material support of educational process in the practice of the school. The effect of compliance with regulations, the requirements on the quality of student learning.

 

Актуальность и выбор темы исследования определены тем, что общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда технологическая сложность производства растет быстрее, чем уровень квалификации рабочих. В наиболее развитых странах процессы профессионального обучения молодежи обусловлены уровнем развития техники и технологии [3].

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека. Но сфера воздействия уроков технологии на школьников видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное просвещение.

Минимальное содержание технологического образования призвано способствовать формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта культуросообразной преобразовательной деятельности человека.

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное – вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию.

Цель нашей работы: исследование педагогического, правового и материального обеспечения технологического обучения в школе.

Задачи исследования: 

  1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. исследование педагогического, правового и материального обеспечения учебного процесса в практике работы школы;
  3. влияние соответствия нормативов, требований на качество обучения школьников.

Предмет исследования: педагогическое, правовое и материальное обеспечение технологического обучения.

Основываясь на приоритете гуманитарных знаний над естественно-научными и технологическими, общество полагало, что они нужны для определенного спектра профессий. Однако, материально преобразующая деятельность человеческого разума образовала техносферу, неразрывно связанную с сущностью человека, его развитием и деятельностью. Поэтому физическое, интеллектуальное и духовно-психическое развитие человека и общества в современных условиях потребовало углубления технологического образования [2].

Одним из основных недостатков современного образования в школах является засилье информационно-репродуктивных, пассивных методов обучения, что приводит к тому, что получаемые знания учащихся являются часто неглубокими, формальными.

Даже в самых крупных школах работает всего 3 – 4 учителя технологии, а в небольших – это 1 – 2 учителя, которым приходится решать многочисленные проблемы, среди которых - вопросы организации и оборудования школьных мастерских.

К сожалению, многие практики, привыкшие к сложностям обеспечения учебного процесса, недостаточно осведомлены о правовых и нормативных актах, регламентирующих эти стороны организации трудового обучения школьников.

При организации работы в школьных учебных мастерских и кабинетах необходимо обстоятельно изучить и выполнять все нормативные и правовые положения, установленные законодательством РФ. При их соблюдении будет сохранено здоровье и безопасность учащихся.

Следовательно, для обеспечения здоровых и безопасных условий труда необходимо осуществить целую систему мер – технических, санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических. Создание такого комплекса условий оптимально обеспечит во время занятий по технологии полное развитие и использование умственных и физических способностей детей.

Также установлена прямая зависимость физического развития школьника от правильной организации трудового обучения. Оно оказывает положительное влияние на все стороны формирования растущего организма.

От состояния учебно-материальной базы зависит, в первую очередь, реализация дидактических принципов в обучении технологии.  База влияет на осуществление принципа доступности в обучении. В кабинете технологии все оборудование должно быть подобрано в соответствии с возрастными особенностями учеников, а подбор объектов труда ограничивается возможностями учебно-материальной базы и возрастом учащихся.

Особые требования предъявляются к оснащению рабочего места учеников. Рабочее место – зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым для управления каким-то процессом или выполнением работ.

Чтобы правильно организовать рабочее место ученика необходимо учитывать его антропометрические характеристики: размеры тела, высоту от пола до поднятой руки, рост в положении сидя и стоя, ширину и длину кисти, длину руки и т.д. Конечная цель организации рабочего места – оптимизация условий трудовой деятельности, обеспечивающих максимальную надежность и эффективность работы [1].

На основании проведенного исследования можно сказать, что при рассмотрении современной школы как целостной педагогической системы, состоящей из взаимосвязанных частей, имеющих внутреннюю организацию, следует признать в ней за технологическим обучением одно из ведущих мест.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что мы выявили зависимость соблюдения различных нормативов и требований в учебном процессе с обеспечением качественного обучения, формированием научного мировоззрения учащихся, их интеллектуально-духовным и физическим развитием. Именно поэтому организации и содержанию технологического обучения школьников нужно уделять самое пристальное внимание.

Список литературы

  1.  Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
  2. Серебренников Л.Н. Технологическое образование как педагогическая проблема / Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства. – М: МИОО, 2002. – 49 с.
  3. Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников. / Школа и производство. – 2002.
PDF