Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Авторы: Е. А. Коньшина, Е. П. Никонова
Раздел: Теория и практика профессиональной подготовки

УДК 377

E.P. Nikonova, E.A. Konshina

MODERN APPROACH TO THE ORGANIZATION OF GUIDANCE DEPARTMENT

Аннотация. В статье раскрываются организационно-методические аспекты использования Интернет-ресурсов методической службы в работе педагога.

Annotation. The article describes the organizational and methodological aspects of the use of Internet resources in guidance department in the teacher's work.

Ускорение научно-технического прогресса во всех областях знаний, в том числе и в педагогике, ставит задачу обеспечения непрерывного профессионального роста педагогических работников. Поэтому на первый план выходит работа методической службы ОУ по обучению педагогов инновациям, формированию у них информационно-коммуникационной компетенции и готовности использовать ИКТ в практике своей работы. В поисках инновационных форм и методов работы с педагогическими работниками нами изучены и внедрены в практику работы МС системный, деятельностный, а также андрагогический подходы к организации внутрифирменного повышения квалификации педагогических работников [2].

Информатизация является важным механизмом обновления образовательной системы, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования. Понимая значимость работы МС на новом витке информатизации ОУ, мы уже сейчас осваиваем технологии, которые отражают новое видение этого процесса. Суть нового видения состоит в том, что средства ИКТ позволяют шире использовать учебные проекты, создавать и использовать учебные среды и инструменты, которые поддерживают и поощряют успешную и ответственную учебную работу обучающихся в группе и индивидуально. Остановимся на некоторых «шагах» методической службы Кузнецкого техникума сервиса и дизайна, нацеленных на повышение профессионального уровня педагогов в части освоения новых методов и форм учебно-воспитательной работы, основанных на использовании информационных технологий. Эти «шаги» осуществляются в двух главных направлениях: освоение информационных технологий педагогами и широкое внедрение ИКТ в организацию работы МС.

В практике работы педагогов техникума используются интерактивные доски, компьютеры, интернет ресурсы, документ камеры и др. Все больше внимания отводится на использование персональных интернет-сайтов педагогами. Но несмотря на общепризнанную эффективность ИКТ, часть педагогов по-прежнему сопротивляется пополнению своего педагогического ресурса этой технологией. Для активизации работы педагогов по использованию ИКТ, созданию и применению своих персональных интернет – сайтов, в нашем образовательном учреждении запланирован ряд мероприятий: конкурс сайтов педагогов, практикумы, презентации и мастер-классы, способствующих освоению педагогами технологии создания сайтов и внедрения их в образовательный процесс.

Одним из последних и наиболее результативных мероприятий, проведенных МС в этом направлении, стал семинар-практикум «Персональный интернет-сайт педагога как средство информатизации образовательного процесса».

Мы выбрали форму семинара-практикума, так как считаем ее одной из наиболее эффективных форм проведения методических мероприятий обеспечивающих:

  • межличностное диалогическое взаимодействие в системах «методист - педагог», «педагог-педагог»;
  • работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества при постоянном поддержании методистом активного внутригруппового взаимодействия;
  • активное использование технических учебных средств и средств визуализации (компьютер);
  • организацию пространственной среды для взаимодействия; поддержку всеми педагогам непрерывного визуального контакта между собой;
  • реализацию принципа «от теории к практике» за счет возможности обсуждения проблемных вопросов и решения практических ситуаций.

При выборе этой организационной формы мы исходили из того, что семинар-практикум это вид групповых учебных занятий, содержанием которых является обсуждение какой-либо темы (проблемы) под руководством педагога (методиста) и отработка практических умений [1].

Программа семинара-практикума составлена таким образом, чтобы слушатели получили теоретические знания, познакомились с опытом работы коллег, уже применяющих в педагогической деятельности ресурс своего сайта и отработали практические умения, направленные на приобретение опыта по созданию персонального интернет–сайта. Это стало возможным благодаря таким организационным формам, как презентация лучшего педагогического опыта, мастер-класс по созданию сайта (на примере сайта методической службы ГБОУ СПО КузТСиД. - Режим доступа: http://metidistkuztsid.ru/) и практическая работа в компьютерном классе техникума по моделированию персонального сайта в режиме он-лайн.

         Особенностью, свойственной всем организационным компонентам данного семинара-практикума, является применение активных методов обучения и получения обратной связи, таких как мозговой штурм, мастер-класс, снежинка, открытка и т. д. [3]. Это позволяет поддерживать познавательную активность, включенность в работу всех педагогов и решать актуальные для них в настоящее время профессиональные задачи.

Таким образом, проведенное мероприятие способствовало распространению лучшего педагогического опыта, повышению профессионального мастерства и квалификации участников семинара-практикума по созданию собственного интернет-сайта и использованию его в организации учебной деятельности. Во время проведения мастер-класса педагоги выступают не в роли пассивных слушателей, а в роли активных участников процесса. Такой подход делает обучение педагогов по созданию персонального интернет-сайта продуктивным. Результатом мастер-класса является итоговый продукт (в нашем случае созданный персональный интернет-сайт). Это подтверждается активностью наших педработников во внутритехникумовском конкурсе «Лучший сайт педагога». Благодаря персональному интернет сайту, педагоги реализуют одно из требований ФГОС: предоставление студентам возможности оперативного обмена информацией, необходимой для решения учебных задач, обеспечение доступа к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам, а также организуют самостоятельную работу обучающихся и создают условия для общения «студент-студент», «студент-педагог», «педагог-педагог» [4].

Использование сайта дает возможность работать с обучающимися не только на уроках, но и во внеурочное время, независимо от места расположения «обучающих» и «обучающихся». Следовательно, интернет-сайт является своего рода сетевым ресурсом, позволяющим педагогу применять учебно-методический комплекс и реализовывать полный дидактический цикл обучения дисциплины учебного плана. Использование интернет-ресурсов, выводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков, открывает для педагога и обучающихся широкие возможности. по взаимодействию друг с другом, а также обмену опытом с коллегами других профессиональных ОУ.

Дидактические свойства персонального интернет-сайта педагога, как сетевого ресурса, в процессе обучения позволяют реализовать:

  • представление учебно-методической информации на экранах мониторов персональных компьютеров педагогов и обучающихся;
  • диалоговый обмен между участниками образовательного процесса в реальном (on-line) и отложенном (off-line) режиме учебной, методической, научно-образовательной и другой информацией;
  • обработка передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование);
  • доступ к различным источникам информации (порталам, электронным библиотекам, ресурсам Интернет и т.п.);
  • организация коллективных форм общения педагога с обучающимися и обучающихся между собой посредством теле- и видеоконференции.

Таким образом использование интернет-сайта является предпосылкой для реализации дистанционного обучения в техникуме, позволяет создавать условия для самореализации личности педагога и максимальной индивидуализации процесса обучения.

         Второе направление по внедрению ИКТ связанно с работой МС. Информатизация методической службы и создание методической поддержки педагога на основе всестороннего применения ИКТ, реализуется через организацию работы сайта МС техникума, за создание которого отвечает методист. С помощью сайта МС процесс повышения квалификации педагогических работников становится непрерывным, индивидуализированным, постоянно обновляющимся содержательно, в нем используется широкий спектр форм организации обучения и профессиональной коммуникации.

         Посредством сайта решается задача своевременного методического и консультационного сопровождения. Обеспечения каждому педагогу доступа к качественным технологиям. Сайт МС позволяет инновациям в буквальном смысле слова «дойти до каждого педагога» и создать на местах развитую инфраструктуру поддержки информатизации техникума.

         Интернет-сайт МС создан с помощью – конструктора сайтов на портале  Setup.ru. Данная платформа характеризуется понятным интерфейсом, в котором «что видишь, то и получаешь», то есть как вы расположите объекты, в точности так они и будут отражены на сайте. Весь процесс проходит максимально просто, непринужденно и интуитивно понятно.

В состав контента сайта входят следующие блоки которые позволяют структурировать информацию:

  • Главная страница (цель МС, задачи, структура);
  • Нормативно правовая документация;
  • Анализ работы техникума;
  • Педагоги (портфолио, сайты педагогов, качественный состав пед.коллектива, график курсов, аттестация ПК, сертификация и др.);
  • Методическая копилка (материалы для подготовки к годовому отчету ПК, глоссарий, публичные выступления, методические разработки, авторский материал и т.д.);
  • Студентам (портфолио, научно-исследовательская деятельность);
  • Планирование методической работы (планы методических подразделений, планы проведения открытых уроков и др.)
  • Конкурсы, фотогаллерея;
  • Полезные ссылки;
  • Статьи, публикации, Профессиональные достижения;
  • Контакты, чат, обратная связь.

Методические материалы на сайте регулярно обновляются и пополняются.

         Сайт МС для каждого педагога является своеобразной потенциальной точкой роста в области информационных и коммуникационных технологий в образовании. Из опыта работы сайта МС в нашей практике педагогами отмечены следующие преимущества: экономит много времени, разгружает бумажную волокиту и делает документы доступными круглосуточно. Сайтом предусмотрена возможность обмена информацией с педагогами (сетевая консультационная поддержка педагогов) через форму обратной связи, работе чата, вкладку контакты, где размешены телефоны и адрес электронной почты МС.

Преимущества персонального интернет сайта педагога, равно как и сайта МС, заключаются в использовании его, как сетевого ресурса в процессе обучения обучающихся, педагогов и создания условий информатизации образовательного процесса. Сегодня сайт МС является «сердцем методической работы» и позволяет реализовать современный подход к организации методической работы.

Список литературы

  1. Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения [Текст] / Е. К. Григальчик, Д. И. Губаревич, И. И. Губаревич, и др. – Минск: БИП-С, 2003. – 182 с.
  2. Лабунская, Н. Л. Подготовка квалифицированных рабочих для современного рынка труда в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н. Л. Лабунская. – Кемерово, 2014. – 23 с.
  3. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учебное пособие/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова.- 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2006.- 176 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования 10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631878/- Дата обращения: 15.12.2015.
Теги: информационно-коммуникационные технологии, information and communication technologies, семинар-практикум, practical seminar

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация