РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел: Теория и практика профессиональной подготовки

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Астрейко Сергей Яковлевич , Астрейко Н. С.

УДК 378

С. Я. Астрейко, Н. С. Астрейко

S. Y. Astreyko, N. S. Astreyko

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DEVELOPMENT OF INFORMATION CULTURE OF THE TEACHER IN THE PROCESS OF RESEARCH

Аннотация. В статье рассмотрен процесс развития информационной культуры преподавателя в процессе исследовательской деятельности, проанализирована исследовательская деятельность педагога-практика и педагога-исследователя; определены основные проблемы исследования информационной культуры преподавателя, выделены условия развития информационной культуры преподавателя в процессе исследовательской деятельности.

Abstract. In article development of information culture of the teacher in the course of research activity is considered, research activity of the expert teacher and teacher-researcher is analysed; the main problems of research of information culture of the teacher are defined, conditions of development of information culture of the teacher in the course of research activity are allocated.

 

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что многие авторы (В.В. Давыдов [1], Н.В. Кузьмина [5], В.А. Кан-Калик [3], Н.Д. Никандров [3], В.А. Сластенин [7] и др.) рассматривают исследовательскую деятельность как один из основополагающих компонентов в целостной педагогической деятельности учителя, определяющий развитие его профессионализма, являющийся связующим звеном между теорией и практикой.

Исследовательская деятельность учителя в педагогической литературе определяется по-разному:

  • вид самостоятельной аналитической работы по систематизированному изучению какого-то вопроса или практически актуальной проблемы;
  • форма организации образовательной работы, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением;
  • специально организованный процесс познания, суть которого в продвижении или преобразовании, которое он вносит в педагогическую науку и практику.

Понятие «исследовательская деятельность педагога» развивалось на фоне решения проблем, связанных с усовершенствованием практики образования, обусловленной социокультурным развитием общества. Современный учитель переживает период переосмысления, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов, выбора и построения собственной дидактической системы. Учеными-педагогами исследовательская деятельность представлена как:

  • процесс изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
  • соотношение теории и практики в деятельности преподавателя;
  • творческий процесс.

В зависимости от того, каким образом реализуется исследовательская деятельность в практической деятельности педагога, он может выступать либо как педагог-практик, модернизирующий свою дидактическую систему (опытная деятельность), либо как педагог-исследователь, разрабатывающий новые образцы педагогической деятельности (экспериментальная деятельность), апробирующий теоретически разработанные педагогические технологии (инновационная деятельность) (табл. 1).

Исследовательская деятельность педагога строится в соответствии с разработанными этапами любого педагогического исследования. Вопросам методологии педагогических исследований посвящены работы таких ученых как Ю.К. Бабанский [6], В.И. Загвязинский [2], В.В. Краевский [4], Н.В. Кузьмина [5], В.А. Сластенин [7] и др.

Учеными отмечается, что обязательным критерием, определяющим исследовательскую деятельность, является наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Научный аппарат педагогического исследования характеризуют: проблема, тема, объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования, теоретические и эмпирические методы исследования. Ядром исследовательской деятельности выступает эксперимент. Чем он более доказателен и аргументирован, чем более технологичным и возможным для повторения является результат, тем выше уровень исследования.

Структурно-содержательные аспекты исследовательской деятельности преподавателя влияют на уровень развития его информационной культуры, которая определяется следующими факторами: резким увеличением объемов информации, обусловленным ускоренными темпами развития научно-технического прогресса; неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки; быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.

Вместе с тем, информационная культура преподавателя включает в себя: культуру потребления информации; культуру выбора информации; культуру поиска; культуру переработки информации; культуру освоения и использования информации; культуру создания библиографической информации; культуру пользования компьютерной и оргтехникой; культуру передачи информации; культуру распространения информации.

К числу наиболее важных проблем исследования информационной культуры преподавателя можно отнести следующие:

  • формирование тезауруса – системы информационных понятий, обеспечивающих общую и специальную ориентировку личности в окружающей информационной среде;
  • умение осуществлять информационную деятельность, т. е. формировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свертывать и развертывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты;
  • подготовленность личности к эффективному использование любых (традиционных и компьютерных) источников информации;
  • разумное регулирование информационного поведения человека в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм;
  • реализация индивидуальных особенностей личности в её информационной деятельности.

Информационная культура сегодня требует от современного педагога новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Она может выполнять следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

В свою очередь, информационная культура преподавателя – составная часть профессиональной педагогической культуры, представляющая совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений для результативной профессиональной деятельности в информационно-образовательной среде.

Информационная культура преподавателя включает два основных компонента: мировоззренческий и технологический. Мировоззренческий компонент состоит из этических, психологических, социальных, эмоционально-эстетических характеристик и отражает ценностное отношение учителя к работе с информацией.

Технологический компонент состоит из информационных умений, связанных с освоением рациональных приёмов самостоятельного поиска и обработки информации с применением как традиционных, так и новых информационных технологий.

Современное образовательное пространство – это создание новой информационной эпохи. Добывание информации, её переработка, появление новых информационных продуктов становится приоритетной сферой профессиональной, в том числе, и педагогической деятельности. Основу данной модели составляют компетентностный личностно-деятельностный и культурологические подходы в образовании, основополагающие принципы которых наиболее полно раскрывают феномен информационной культуры личности преподавателя.

Содержание труда преподавателя, осуществляющего исследовательскую деятельность, постоянно обогащается новыми требованиями к качеству его работы, новыми компетенциями. В результате все чаще ставится вопрос о переориентации профессионального педагогического образования на компетенции.

Компетентностный подход в образовании – такой вид содержания образования, который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций: социальной, коммуникативной, информационной, учебно-познавательной и исследовательской.

Информационная компетентность преподавателя – синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта в работе с образовательными информационными ресурсами. Информационная компетентность педагога включает владение такими компетенциями, как умение извлекать информацию из различных источников, знание особенностей информационных потоков в своей предметной области, владение основами аналитико-синтетической переработки информации, знание структуры, правил подготовки и оформления новых информационных продуктов с использованием как традиционных, так и новых информационно-коммуникативных технологий.

В то же время, информационная компетентность развивает у преподавателя абстрактное, алгоритмическое мышление, рефлексивные способности, связанные с определением собственной позиции и установлением перспектив профессионально-личностного роста.

Преподаватель сам определяет, планирует и реализует познавательные действия и исследовательские усилия в ходе решения информационных задач: разрабатывает творческие проекты, авторские учебные программы и предметные методики, технологии обучения др., т. е. создает информационно-образовательные продукты – результаты педагогического труда, ориентированные на удовлетворение запросов участников образовательного процесса [3].

Информационно-образовательные продукты, созданные преподавателями на базе информационной компетентности с учетом личностно-ориентированного и деятельностного подходов и современных технологических и операционно-процессуальных требований, становятся новыми культурными объектами. Эти интеллектуальные продукты несут в себе и мировоззренческий смысл – этические, поведенческие нормы, ценностные ориентиры каждого конкретного учителя. Развитие информационной культуры в этом случае становится важным фактором реализации культурологического подхода в образовании.

Приоритеты культурологического подхода направлены на воспитание личности, способной к творческому преобразованию мира предметов и мира теорий, в результате которого рождается особый, ранее не существовавший культурный образец. Способ достижения такого результата почти всегда уникален, как и уникальна личность, создавшая его. В культурологической концепции объектом информационной культуры преподавателя выступают знания, способы исследовательской деятельности, опыт творческой работы и эмоционально-ценностные отношения, складывающиеся в информационно-образовательной среде.

К знаниям и способам исследовательской деятельности при этом следует отнести информационную компетентность, которая приводит к становлению информационного мировоззрения, мотивирующего личность на постоянное повышение своей информационной культуры.

К основным условиям развития информационной культуры преподавателя в процессе исследовательской деятельности можно отнести: повышение профессиональной компетентности преподавателя; умение работать в информационно-образовательной среде; толерантность, коммуникабельность, способность к сотрудничеству; готовность к самообразованию на протяжении всей жизни; умение применять новые знания в исследовательской деятельности.

Таким образом, рассмотренные аспекты изучения исследовательской деятельности как фактора развития информационной культуры преподавателя позволяют сделать следующие выводы:

  • освоение преподавателями методологии исследовательской деятельности, способствует грамотному управлению учебно-воспитательным процессом в условиях изменяющейся информационно-образовательной среды;
  • усиление роли информационной культуры в структуре исследовательской деятельности преподавателя определяется следующими факторами: резким увеличением объемов информации; неизбежным рассеянием информации; быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.
  • опора на исследовательскую деятельность позволяет преподавателю проектировать развитие информационной культуры на долговременный период, что нацеливает его на достижение прогнозируемого результата;
  • исследовательская деятельность преподавателя выступает основой для его профессионального роста и развития информационной культуры.

Список литературы

  1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
  2. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянов. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
  3. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
  4. Краевский, В.В. Методология педагогики / В.В. Краевский. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. – 244 с.
  5. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. – Л.: ЛГУ, 1967. - 183 с.
  6. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского, – М., Просвещение, 1988. – 479 с.
  7. Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.
PDF