ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Раздел: ИТ в образовании

Журнал: Использование информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения

3 июня 2010 г.

Авторы: Градова Татьяна Владимировна

Т. В. Градова

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня. Информационные технологии неизбежно ведут к изменениям в организации учебного процесса. Наиболее важно определить их истинную роль и место, которое им должно быть отведено в организации учебного процесса, а также в управлении образовательным учреждением.

Деятельность образовательного учреждения непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволило на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Перечислим основные факторы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования:

  • оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений;
  • снижение прямых и обратных потоков информации;
  • оперативное получение и обработка отчетности;
  • системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов;
  • снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации;
  • унификация компьютерной техники, программной продукции;
  • использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения;
  • реализация системы компьютерного сопровождения механизма оценки качества образования;
  • активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей.

Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

Опыт работы нашей школы показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности. В настоящий момент все члены администрации школы, а также учителя-предметники владеют компьютером и имеют его в личном пользовании.

Налажена связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями и организациями через электронную почту, позволяющую экономить время и дающую оперативность при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.

Использование электронной энциклопедии административной работы в школе. Сайт поддержки: http://www.direktor.ru/products/encyclopedia даёт возможность получать и использовать материалы по всем аспектам деятельности школьного администратора. Он позволил составить базу данных на учителей, провести тарификацию, использовать её при составлении расписания, пользоваться ей при проведении различных мониторингов учебно-воспитательного процесса.

Работа в таких программах как Microsoft Ecxel, Microsoft Word позволяет своевременно, быстро составить и отправить отчет по школе, педагогическую картотеку, банк данных для организаторов ЕГЭ и прочие документы.

Один из реальных путей повышения качества школьного образования - использование информационных технологий в оценочной деятельности учителя. Использование этих возможностей позволяет автоматизировать процесс обработки результатов тематических, итоговых проверочных работ, отслеживать их динамику.

Это позволяет своевременно корректировать содержание и методику обучения. Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм, что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством образования.

Так вышеуказанные Интернет-ресурсы позволяют осуществлять доступ и получать консультации по вопросам планирования, организации и контроля в общеобразовательном учреждении, организации методической работы в школе.

Программа Microsoft Power Point, создания презентаций, позволяет наглядно, доступно представлять любую информацию, что используется при проведении педагогических советов, семинаров, заседаний методических объединений, совещаний. Создание любой печатной продукции невозможно без использования программы Microsoft Publisher. Буклеты, бюллетени, другие шаблоны оформления для представления своей информации активно используются педагогами, учащимися. Конечно, для применения в своей работе вышеперечисленных программных продуктов необходимо достаточное владение ими и в первую очередь административной команде школы, призванной первой подавать пример и вести за собой по пути познания и овладения новыми технологиями обучения школьника. Вся административная команда нашей школы прошла обучение на курсах Microsoft «Партнерство в образовании» на базе учебного центра Microsoft «Академия учителей» при ГОУ ДПО (ПК) С Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Раскрывая, основные направления работы в нашем образовательном учреждении, хотелось представить опыт работы по внедрению информационных технологий в управленческую деятельность школы.

Литература

  1. Касимов, Ильяс. Информационные технологии в управлении образованием / Ильяс Касимов //Педагогическая техника. - №2.- 2005.
  2. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2008.
PDF