ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ВОПРОСАХ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Раздел: Духовно-нравственное воспитание

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Панина Т. Г. , Кнесель Е. А. , Вербицкая Н. В.

УДК 374

Н. В. Вербицкая, Е. А. Кнесель, Т. Г. Панина

N. V. Verbitskaya, E. A. Knesel, T. G. Panina

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ВОПРОСАХ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

INNOVATIVE APPROACHES IN THE ISSUES OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE FSES

Аннотация. В данной статье рассматриваются инновационные подходы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации  ФГОС. Обосновывается идея о том, что основными факторами патриотического воспитания детей являются национально-региональный компонент и взаимодействие    дошкольного  учреждения  с семьёй и различными социальными субъ­ектами при ведущей роли педагогического коллектива образо­вательного учреждения. В заключение обосновывается мысль о том, что использование инноваций  по патриотическому воспитанию способствует росту достойных граждан России.    

Abstract. The article focuses on innovative approaches to civic and patriotic education of preschool age children in the conditions of FSES implementation. It substantiates the idea that the fundamental factors of children patriotic education are the national-regional component and preschool educational institution interaction with family and different social subjects with the leading role of educational institutions’ teaching staff. In conclusion, the article substantiates the idea that innovative approaches’ use in the civil-patriotic education contributes to bringing up of dignified Russian citizens.

 

Применение инновационных подходов к воспитательному и образовательному процессу в дошкольных образовательных организациях является важным условием совершенствования системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет необходимость организации в ДОУ образовательной деятельности, направленной на формирование у детей дошкольного возраста гражданской принадлежности. С воспитания чувства привязанности к родному дому, родной семье начинается формирование чувства любви к своему Отечеству [1, 3]. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия и создания условий нравственно-патриотического воспитания у ребенка формируются основы гражданственности, необходимые для полноценного развития личности.

В основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, дополнить их воспитательную деятельность [4-7]. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет реша­ющее значение для организации нравственного уклада жизни воспитанников. Важным условием эффективной реализации задач гражданско-патриотического воспитания детей является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения [3, 4].

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через следующие виды деятельности [5, 7]:

  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения, приобщение детей к культуре и традициям своего народа;
  • информационно-педагогические материалы, видео, презентации, выставки детских работ, обновление материалов сайта, которые позволяют родителям ближе познакомиться с особенностями работы по гражданско-патриотическому воспитанию, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей: круглые столы, заседания семейных клубов, тематические дни открытых дверей, конференции, практикумы, праздничные мероприятия и благотворительные акции, экскурсии, тренинги.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в гражданско-патриотическом воспитании  дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины [4].

Воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам человека реализуется через следующие виды деятельности:

  • ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом области, города (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг);
  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания);
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий);
  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, просмотра фильмов, участия в проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, в повседневной жизни, организации и проведения национально-культурных праздников).

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у детей реализуется через следующие виды деятельности [2, 6, 8]:

  • получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе бесед, игр, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
  • посильное участие в делах благотворительности, мило­сердия, в  заботе о животных, других живых существах, природе;
  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

В процессе работы по гражданско-патриотическому воспитанию дети получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий в музеи, экскурсии по детскому саду;
  • узнают о профессиях своих родителей, участвуют в проведении презентаций «Труд наших родных», конкурсах по данной тематике;
  • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в игровой деятельности (в ходе проведения внеурочных мероприятий (ярмарки, конкурсы, города мастеров);
  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образователь­ного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции).

Через приобщение к опыту культуры родного края проходит формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ан­самблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);
  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в системе экскурсионно-краеведческой деятельности,  посещение конкурсов и фестивалей исполните­лей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);
  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой;
  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (в ходе продуктивных видов деятельности и в системе учреждений дополнительного образования);
  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Использование инновационных подходов в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников способствует повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России.

Список литературы

  1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников /  Н.В. Алешина. – М.:  ЦГЛ,  2005. – 180 с.
  2. Ветохина, А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста /  А.Я. Ветохина. – СПб.: Детсво – пресс, 2009. – 320 с.
  3. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры  / Е. А. Воронова. – Ростов на Дону:  Феникс, 2008. – 282 с.
  4. Герасимова, З.М. Родной свой край люби и знай./ Герасимова З.М.// Дошкольное воспитание. – 2001. – № 2. – С.42.
  5. Лаврентьева, М. В. Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru –  (Дата обращения 10.02.2015).
  6. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru – (Дата обращения 10.02.2015).
  7. Павлова, Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей / Павлова Л. О // Дошкольное воспитание. – 2002.  – №  8. – С. 8 – 13.
  8. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. –  М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 202 с.
PDF