ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЁСЕЛ И ПРОМЫСЛОВ НАРОДОВ РОССИИ

Раздел: Духовно-нравственное воспитание

Журнал: Модернизация общего и профессионального образования

27 октября 2016 г.

Авторы: Бардакова Н. М.

УДК 371

Н. М. Бардакова

N. M. Bardakova

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ РЕМЁСЕЛ И ПРОМЫСЛОВ НАРОДОВ РОССИИ

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUTH THROUGH REVIVAL OF TRADITIONAL CRAFTS AND CRAFTS OF THE PEOPLE OF RUSSIA

Аннотация. В эпоху больших перемен, развития научно-технического прогресса, моральные и этические нормы уходят несколько на задний план, тем самым способствуя потере духовно-нравственных ценностей. Объединить общество, поднять его на более высокую ступеньку, помочь молодому поколению сохранить и нести в будущее культурные традиции, развивать возрождающиеся народные промыслы, традиционные ремёсла, возможно через специальное образование, начиная со школы и продолжая в Вузе.

Abstract. During an era of big changes, developments of scientific and technical progress, moral and ethical standards leave a little on a background, thereby promoting loss of spiritual and moral values. To unite society, to lift it on higher step, to help the younger generation to keep and bear cultural traditions in the future, to develop the reviving national crafts, traditional crafts, it is possible through vocational education, since school and continuing in Higher education institution.

 

В эпоху больших перемен, развития научно-технического прогресса, технологий производств, моральные и этические нормы уходят несколько на задний план. Объединить общество, поднять его на более высокую ступеньку, помочь молодому поколению сохранить и нести в будущее культурные традиции, развивать возрождающиеся народные промыслы, традиционные ремёсла, возможно через специальное образование, начиная со школы и продолжая в Вузе. Для развития интереса к культурной самобытности необходимо воспитывать в молодёжи духовность, нравственность, любовь к истории своей страны, её творческой деятельности в различные исторические эпохи. В настоящее время в России среди большинства народностей и национальностей возрастает в активной прогрессии интерес к традиционным ремёслам и промыслам.

В образовательных учреждениях появляются программы возрождения народного творчества, как условие воспроизводства национально-культурных и национально-исторических корней, что способствует духовно-нравственному и, в определённой степени, патриотическому воспитанию молодёжи. Такие программы преследуют задачи: сохранение и развитие культурного потенциала, повышение уровня вовлечения молодёжи в культурную жизнь страны. А также безусловное сохранение и развитие культурного пространства, формирование ценностных ориентаций личности. Никто иной, именно молодёжь, призвана сыграть главную роль в развитии и распространении возрождающихся народных промыслов, ремёсел, других творческих ресурсов [1].

Так же важной задачей является сохранение традиций и поддержание развития профессионального и самодеятельного искусства всех видов и жанров, всех направлений творчества. Очень важно реализовать инновационный потенциал молодёжи в интересах общественного развития, формировать целостную систему поддержки инициативной молодёжи, направленную на уважение к историческим корням, содействовать формированию правовых, нравственных, культурных ценностей, вовлекать молодёжь в социальную политику общества. Народное творчество приобретает всё большее значение в развитии общества, расширяет и заполняет свою нишу в социальной политике нашей страны [2].

Художественные промыслы и ремёсла из поколения в поколение несут в себе исторический, эстетический и культурный опыт народа, воспитывают интерес и уважение к труду. Развитие народного творчества исторически сложилось в определённые этапы. Не углубляясь в дебри доисторического развития человека с наскальными рисунками и письменами, можно отметить несколько этапов развития народного творчества, имеющего уже экономическую подоплёку: в 17-18 веках – организация производств на продажу, начало 19 века – семантика орнамента, далее формирование мануфактур. Творчество, как занятие для души, где экономическая основа не стоит на главном месте, возрождается только сейчас и несёт в себе именно всё более повышающийся интерес к народным традициям, ремёслам, промыслам, которые совсем не утрачены, хотя бы в документации, описаниях, заинтересованных людей на протяжении всех времён, в музеях. Это даёт возможность возрождать, развивать народное творчество и обучать более инициативную, талантливую молодёжь приёмам, технике различных ремёсел [2].

Очень важна пропаганда народного творчества, обучение в учебных заведениях различного статусного уровня, конкретизация специальных приёмов, повышение престижа народных промыслов, сохранение истории, традиций, передача самобытности и национальных особенностей народного творчества. Одной из основных задач государства и общества в этих направлениях является подготовка высококвалифицированных, компетентных специалистов, востребованных на рынке труда, причём владеющих не только навыками ручного творческого труда, но и современными технологиями производств [2].

Вопрос о выживании народного искусства возник давно, когда современное стало доминировать (причём, многие из пластов современной культуры и творчества, не несут в себе ни эстетического, ни нравственного, ни духовного развития и воспитания), потребовалось возвращение к корням. Началось с религиозных праздников: Рождества, Пасхи, Троицы, Масленицы и других. А в прикладных видах творчества: вышивание, вязание, резьба по дереву, гончарное искусство, лозоплетение, пошив игрушек. Наряду с этими видами творчества появились новые, дополняющие, совершенствующие пласт народных ремёсел и промыслов: газетное плетение, вышивка атласными и шёлковыми лентами, мыловарение, изготовление декоративных деревьев – топиариев, бисероплетение и многое другое. Такое современное искусство только развивает творческое отношение молодёжи к труду, воспитывает любовь к прекрасному, углубляет знания исторических ценностей своей страны, способствует заинтересованности в изучении традиций, ремёсел, промыслов различных национальностей и народностей нашей необъятной Родины. Специалисты, которые получают профессию в Вузе и будут преподавать технологию в школах, колледжах, должны не только развивать творческие способности и возможности их проявления, но и укреплять патриотическое отношение к своей Родине, эстетические вкусы, духовность и нравственность [3].

Список литературы

  1. Красилов Ю.П. Нравственное и духовное воспитание учащихся через возрождение традиционных ремесел и промыслов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 36. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95610.htm.
  2. Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009.
  3. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: программа, учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
PDF