НАГЛЯДНОСТЬ И НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Раздел: Проблемы дошкольного образования

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Козьминых Н. А. , Корнеева В. В.

УДК 373 (091)

Н. А. Козьминых, В. В. Корнеева

N. A. Kozminykh, V. V. Korneeva

НАГЛЯДНОСТЬ И НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

VISIBILITY AND VISUAL SIMULATION IN CORRECTIONAL WORK OF THE TEACHER-SPEECH THERAPIST

Аннотация. В статье даётся определение понятий: наглядность и наглядное моделирование. В чём заключается специфика, особенности и эффективность их использования в коррекционной работе учителя-логопеда.

Abstract. The article defines the concepts of visibility and visual simulation. The specifics, peculiarities and efficiency of their use in correctional work of the teacher-speech therapist.

 

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование [4]. Работа по данному направлению неразрывно связана с использованием наглядности. В педагогике и психологии наглядность и моделирование трактуют многозначно: как средство обучения, как принцип обучения и как метод обучения. Рассмотрим, что такое наглядность и наглядное моделирование?

Наглядность – это средство познания, каких-либо объектов, образов через наблюдение.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя – модели и работа с ним.

И наглядность, и моделирование, имеют общую цель – выделение главного, существенного в изучаемых объектах и предметах. Принципиальное различие между наглядностью и моделированием состоит в том, что при использовании наглядности существенное выделяется в плане восприятия, а при использовании моделирования оно выделяется в действии, преобразующем объект. Также необходимо отметить. Продуктивность применения наглядности зависит от грамотного сопровождения, словом педагога [4].

Наглядные пособия могут дать результат, если у ребёнка есть определенный опыт работы с изучаемым объектом. Обычная наглядность всегда имеет некоторую предметность: ребенок наблюдает соответствующее пособие (в предметном или изобразительном виде), но его действия с ними имеют форму манипулирования. Наглядность позволяет представить только внешние стороны изучаемого объекта. Для эффективного усвоения знаний одной наглядности недостаточно – к ней нужно присоединить активную деятельность самого ребёнка.

Наглядное моделирование целостно отражает отдельное и общее, чувственное и логическое, внешнее и внутреннее. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядное моделирование является той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Анализ проблемы усвоения детьми нового материала показывает превосходство наглядного моделирования перед наглядностью.

Актуальность использования данного метода в работе с дошкольниками состоит в том, что наглядное моделирование стимулирует:

  • развитие исследовательских способностей детей,
  • привлекает их внимание к признакам предмета,
  • помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Используя в работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  • добывать информацию, делать сравнения, зрительно воспринимать план своих действий;
  • активно задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память; 
  • составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Различают следующие виды моделирования.

  1. Сериационное моделирование. Эпизоды или сюжеты выкладываются из картинок или их символов-заместителей.
  2. Двигательное моделирование. Символы-заместители добавляются или убираются. Дети запоминают последовательность происходящих событий.
  3. Временно-пространственное моделирование. События представляются в виде символов-заместителей и стрелок. Это помогает детям без посторонней помощи выбирать последовательно эпизоды, пересказывать или составлять логичный рассказ.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников и состоит из следующих этапов:

  • усвоение и анализ сенсорного материала;
  • перевод его на знаково-символический язык;
  • работа с моделью.
  • формирование навыка самостоятельного моделирования.

Наглядное моделирование может быть использовано по всем направлениям логопедического воздействия и позволяет педагогу решить многие коррекционные задачи.

В свою очередь, в нашем ДОУ на всех этапах коррекционной работы мы достаточно широко используем наглядность и наглядное моделирование. Приёмы наглядного моделирования вводятся во все виды занятий, начиная с организационного момента. Например «Что разрешено, а что запрещено делать на занятии». Использование выразительных средств наглядности, которые формируют у детей слуховые и зрительные ассоциации, побуждают детей к активным действиям, помогают в проведении: артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, психогимнастики, динамических пауз, пальчиковых игр, фонетических упражнений.

К.Д. Ушинский писал: "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

Так в процессе усвоения лексико-грамматических категорий метод позволяет ребенку осознать звучание слова, увидеть связь слов в предложении и тексте, поупражняться в употреблении грамматических форм, способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Стилизованное изображение яблока имеет многофункциональное назначение: образование множественного числа, закрепление падежных форм, дети видят окончания [1-3].

Дифференцируем у детей понятия: слова – предметы, слова – действия, слова – признаки. Применяем условные обозначения частей речи: "одна прямая линия" – предмет, «две прямые линии» – действие предмета, "волнистая линия" – признак предмета, «прямоугольник» – дополнительные слова, «квадрат» – маленькие слова.

Используем символы для расширения, обогащения и активизации словаря, для развития навыков словообразования и словоизменения: «Назови ласково», «Назови родителей», «Один детёныш и когда их несколько», «Части тела», «Чем питаются», «Где живут».

Умения и навыки связной речи при спонтанном развитии не достигают уровня, необходимого для полноценного обучения ребенка в школе. Этому нужно обучать специально [6]. Использование наглядного моделирования на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. С помощью мнемодорожек, мнемотаблиц, картинно-графических планов, представленных в виде предметных картинок, пиктограмм, условных заместителей, символических, стилизованных, силуэтных изображений дети пересказывают тексты, составляют описательные, повествовательные рассказы, рассказы по замыслу, творческие сказки. Учат загадки, заучивают стихотворения.

При формировании представлений о структурных единицах языковой системы дети учатся анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами на наглядно представленном материале [5]. Дошкольник начинает не только слышать свою или обращенную к нему речь, но и видеть её элементы. Схематизация и моделирование в данном случае помогают ребенку зрительно представить абстрактные понятия: звук, слог, слово, предложение, текст. Учат работать с ними, постепенно приучают детей к наблюдению за языком.

Метод  даёт возможность ребенку увидеть:

  • сколько и каких звуков в слове;
  • последовательность их расположения;
  • дошкольник  определяет место звука в слове;
  • даёт характеристику звука;
  • усваивает различие между звуком и буквой.

Это развивает интерес к звукам речи, словам, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

Предупреждение дисграфии и дислексии – ведущая задача логопеда в подготовительной к школе группе. Одна из проблем запоминание букв. Сама по себе буква «неживая», неинтересная. Возникают трудности запоминания. Поэтому создаётся образ буквы, она «оживляется». Этому способствуют различного рода игры и упражнения.

  • Узнавание  букв с недостающими элементами.
  • Найти  правильно изображённую букву. 
  • Изобрази букву.
  • Изографы / Ребусы

Таким образом, при реализации метода наглядного моделирования прослеживаются положительные моменты:

  • У детей совершенствуются   психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
  • Развивается мелкая моторика, зрительно - двигательная координация.
  • Формируется высокий уровень мотивации к занятиям.
  • Повышается уровень усвоения программы, скорость запоминания и значительно сокращается время обучения.
  • Улучшается речевое продуцирование.
  • Формируются и совершенствуются коммуникативные навыки детей.
  • Раскрывается способность к эстетическому восприятию мира.
  • Наблюдается развитие личностных качеств ребёнка: самостоятельность, дисциплинированность, усидчивость, работоспособность, чувство заинтересованности и ответственности, чувство удовлетворённости результатами своего труда, умение его адекватно оценивать.
  • Дети чувствуют себя более успешными во всех видах деятельности.

Всё это в итоге положительно сказывается на результативности коррекционной работы, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Список литературы

  1. Коррекционно–педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачёв В.Ю., 2007. – С. 17.
  2. Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В. Справочник дошкольного логопеда. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – С. 173 – 177
  3. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. – 2002. – № 2. – С. 50–53.
  4. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. – 2005. – №  1. – С.7–12
  5. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2007. – С.46-48
  6. Фомичёва М.Ф. Развитие у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – С.32.
PDF