Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Автор: И. А. Макеренкова
Раздел: Модернизация профессионального образования

УДК 378.14

Макеренкова И.А.

Makerenkova I.A.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS A DIRECTION OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING

Аннотация. В статье раскрываются актуальные проблемы повышения качества высшего образования путём использования современных образовательных технологий при организации самостоятельной работы студентов. Указывается ряд общих характеристик, отличающих образовательные технологии от любой другой дидактической категории, а также раскрывается понятие педагогической эффективности образовательной технологии с позиций личностно-ориентированного обучения.

Abstract. The article describes actual problems of improving the quality of higher education through the use of modern educational technologies in the organization of independent work of students. A number of common characteristics that distinguish educational technology from any other didactic categories, and also reveals the concept of pedagogical efficiency of the educational technology from the standpoint of student-centered learning.

В концепции непрерывного образования отмечается, что постоянный рост информации, ее быстрое старение ставит для учреждений профессионального образования не только задачу усвоения учащимися инвариантной базы знаний. Сегодня на передний план выдвигается задача целенаправленного формирования профессионального мышления, ключевых компетенций будущих специалистов. В этой связи появляется настоятельная необходимость формирования у студентов умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.

Компетентность (профессионализм) является ценностью социально-педагогической деятельности. Она определяет возможность профессионального роста; побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков практической деятельности, освоению методов научного исследования процессов социальной среды. Таким образом, организация самостоятельной работы студентов является обязательным условием формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

Проблема организации самостоятельной работы студентов имеет свою историю теоретического освещения и практической реализации её основных положений в сфере образования. Однако вопрос  о рациональной организации самостоятельной работы студентов является недостаточно исследованным. Под рациональной организацией самостоятельной работы понимается проектирование самостоятельной работы студентов с учётом специфики мотивационного, целевого, содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса и ориентации её на продуктивную деятельность при минимальных затратах времени и сил преподавателей и студентов [2].

В последнее время значительное внимание уделяется проблемам теоретического обоснования, разработки и оперативного внедрения в образовательный процесс современных технологий, ориентированных на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности, позволяющих наиболее эффективно организовать самостоятельную работу студентов в вузе.

Образовательные технологии разрабатываются на основе современных достижений в области социологии, психологии, акмеологии, синергетики, педагогики, информатики и других наук и, таким образом, «аккумулируют» в себе инновационный потенциал этих наук. Таким образом, уточнение концептуального аппарата, вычленение общих и наиболее существенных характеристик образовательных технологий является актуальной задачей дальнейшего развития данного направления в дидактике.

Современные образовательные технологии имеют ряд общих характеристик, отличающих их от любой другой дидактической категории (форма, метод, прием обучения), представленных в обобщенной дидактической модели. Важным этапом освоения образовательной технологии является ее субъективизация – последовательный процесс осмысления и усвоения на индивидуально-личностном уровне теоретических и методических основ технологии, разработка и конструирование на ее основе конкретных собственных технологий, их адаптация к особенностям педагогической деятельности, апробирование и творческая модификация на практике.

Понятие педагогической эффективности образовательной технологии с позиций личностно-ориентированного обучения, ее критерии, диагностические шкалы имеют практическое значение для оценки эффективности применяемых на практике технологий и личностно-ориентированного образования в целом.

Актуальным для педагогической теории и образовательной практики остается вопрос о том, при каких условиях образовательная технология способна эффективно выполнять функции личностно-ориентированного образования, каковы особенности ее освоения и реализации.

Отечественная дидактика последних лет занялась широкомасштабным пересмотром содержания вузовского образования, конструированием новых программ, выработкой критериев и инструментариев для оценки результатов учебной деятельности.

Предметом многих исследований стали поиски новшеств, нетрадиционных систем обучения, новых тенденций в построении и организации учебного процесса. В последние десятилетия в вузовском обучении были предложены ряд методик, стимулирующих развитие активности и творчества студентов.

Одной из черт современного обучения является способность к современным действиям в новых ситуациях. Инновационность – это открытость чужому мнению. Сотрудничество предполагает отказ от менторского диктата и утверждение совместности, т.е. не отказа от самостоятельности, а отказа от позиции, будто твое мнение, подход является единственно правильным [1]. Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной деятельности студентов и преподавателей на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.

В числе принципов активизации особое значение приобретает мотивация учебно-познавательной деятельности. Здесь мы считаем необходимым напрямую выйти на стимулы и отме­тить, что действительным побудительным началом активной мыслительной деятельности должна быть не вынужденность, а желание обучаемого решить проблему, познать истину, доказать, оспорить и т.п. Только в этом случае ак­тивность будет мотивированной и продуктивной.

Для студентов характерно многообразие познавательных стратегий, обусловленных как спецификой их ценностных ориентаций, так и личным опытом решения учебных проблем. Задача вуза – создать условия для развития активной познавательной деятельности студента с учетом индивидуальных возможностей и особенностей как самого вуза, так и студентов. К первым относятся: условия деятельности (научная организация труда, организационные формы работы), характер и особенности межличностных отношений. Ко вторым – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие ее переход к раскрытию творческого потенциала: характер и тип мотивации, уровень знаний и умений, возрастные и личностные особенности.

Список литературы

  1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.– М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.
  2. Цыркун И.И. Генеративное обучение педагогике: программно-методический комплекс для организации самостоятельной работы студентов / И.И. Цыркун, Л.А. Козинец, В.Н. Пунчик. – Минск.: Жасскон, 2005. – 192 с.
Теги: инновационность, личностно-ориентированное обучение, образовательные технологии, educational technology, innovation, student-centered teaching

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация