Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ

Автор: З. А. Литова
Раздел: Теория и практика обучения школьников

УДК 37.035.3

З.А. Литова

Z.A. Litova

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ

PREPARING STUDENTS FOR THE SOCIAL-LABOR ADAPTATION AT TECHNOLOGY LESSONS

Аннотация. В статье приводится структура направлений  работы учителей технологии при подготовке обучающихся к социально-трудовой адаптации и раскрывается последовательно её содержание.

Abstract. The article provides the structure of work areas of teachers of technology preparing students for socio-labor adaptation and it consistently reveals its contents.

Большую роль в подготовке к социально-трудовой адаптации выпускников школ играют уроки технологии, поэтому учителям надо стремиться, чтобы они проходили на высоком научно-методическом уровне, давали первоначальные трудовые навыки, помогали выявить склонности и способности к тому или иному виду трудовой деятельности.

Сегодня труд рассматривается в нескольких аспектах: как средство жизнеобеспечения, товар, который выносится на рынок труда и профессий, средство самоопределения и самоутверждения для достижения определённого социального статуса, проверки и развития своих способностей.

Структура направлений  работы учителей технологии при подготовке обучающихся к социально-трудовой адаптации включает в себя [1, с. 95–96]:

  1. Совершенствование методики проведения уроков технологии (внедрение активных форм и методов обучения, в том числе проблемного обучения; применение моделирования, проблемно-модульного обучения).
  2. Формирование экономических знаний и умений в процессе преподавания технологии.
  3. Развитие технического мышления и творческой активности учащихся на уроках и во внеклассной работе.
  4. Активное внедрение проектной деятельности.
  5. Развитие индивидуальных качеств личности для вхождения в социум.

Уроки технологии являются одним из элементов системы трудовой подготовки школьников наряду с профессиональной ориентацией, общественно-полезным производительным трудом, внеклассной работой по техническому и декоративно-прикладному творчеству.

Использование активных форм и методов обучения позволяет активизировать в исследовательском и практическом плане, как деятельность учителя, так и учеников, открывает реальные перспективы в творческом, самостоятельном овладении материалом. Повышают качество обучения нетрадиционные уроки: уроки творчества, деловые и ролевые игры, театрализованные уроки,  уроки-конференции, бинарные уроки.

Деловые игры являются педагогическим средством, интенсифицирующим учебную деятельность. Они проводятся с целью моделирования определённых управленческих, экономических, психологических, педагогических ситуаций, их анализа и выработки оптимальных действий в дальнейшем. Деловые игры активно внедряются на уроках технологии, во внеклассных мероприятиях. Участие в таких мероприятиях служит большому взаимопониманию, укреплению добрых взаимоотношений между педагогами и учениками, способствует отработке операционных умений и навыков предпринимательской деятельности [2].

Трудовое обучение создаёт благоприятные условия для полноценного использования на уроках моделирования, а также технологии проблемно-модульного обучения, что способствует повышению качества знаний и профессиональных навыков.

Большое значение в подготовке к социально-трудовой адаптации  имеет экономическая подготовка в  трудовом обучении учащихся. Более активно изучаются вопросы экономики, когда труд является производительным, т. к. в его процессе создаются определённые материальные ценности. Обязательным элементом при этом является планируемость, нормируемость, рентабельность [3].

В процессе трудового обучения изучаются и вопросы экономики и организации производства. Программы по технологии содержат специальные разделы по экономике и предусматривают овладение производственно-техническими знаниями во взаимосвязи с экономическими.

Анализ опыта экономического образования школьников на уроках технологии показывает, что, в отличие от преподавания основ наук, посредством которого формируются общеэкономические знания, в процессе трудового обучения экономическое образование приобретает более конкретный характер. Здесь школьники овладевают основами научной организации труда, умениями планировать выполнение трудовых заданий, рационально организовывать рабочее место, контролировать ход и результаты учебно-трудового процесса. Учащиеся получают также представление о предприятии, когда в ходе экскурсии они наблюдают практическую организацию производства. В результате комплексной экономической деятельности школьники осознают важность приобретённых экономических знаний и умений, их необходимость, приобретают качества личности, связанные с хозяйским отношением к делу [2].

Возможности для формирования экономического мышление прослеживаются на протяжении изучения всего предмета технология. В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов –  экономной разметке и раскрою, выбору оптимальной технологии, экономного режима оборудования [4].

Развитию экономического мышления обучающихся способствует  работа с творческими проектами в технологии. Примерные темы творческих проектов должны охватывать всю область ранее приобретенных знаний, умений и навыков учащихся в комплексе на протяжении каждого года обучения и не только по технологии и общеобразовательным дисциплинам, но и по культуре, экологии, экономике, эстетике, дизайну, эргономике и т.д. – всем тем знаниям, которые приобрел школьник за прошедший год и предыдущее время не только в школе, но и в семье, в обществе. В зависимости от направления проекта проводится экономическое обоснование. Это: маркетинговые исследования, расчёт себестоимости изделия, разработка рекламного проспекта и др. [1, С. 48–49].

Существенной задачей экономической подготовки является вовлечение школьников в техническое творчество, которое позволяет включать учащихся в различного рода расчёты, показывает возможности снижения затрат времени, материалов, трудовых усилий, электроэнергии от внедрения приспособлений и совершенствования технологических процессов.

Одним из направлений экономического воспитания учащихся можно считать профориентационную работу в школе, так как правильный выбор профессии способствует повышению эффективности и качества труда. Экономическая направленность профориентационной работы позволяет знакомить школьников с вопросами экономики и организации производства, правильно выбрать профессию на основе конкретных данных об отраслях и характере деятельности ближайших предприятий, их потребности в кадрах.

В ходе трудового обучения возникает объективная необходимость использовать приобретённые ранее в основах наук экономические понятия, расширить и углубить экономические умения организации и планирования труда, учёта его количества и качества. 

В современных условиях успешно адаптируется выпускник, обладающий развитым творческим мышлением, творчески относящийся к любому виду деятельности. Одна из важнейших задач трудового воспитания – формирование у учащихся творческого отношения к труду, которое заключается в стремлении внести в работу своё, оригинальное, разумный отход от изживших себя стандартов и стереотипов, постоянный настрой на поиск нового, совершенного, делающий работу более качественной, красивой, лёгкой, доставляющей удовлетворение.

Список литературы

  1. Литова, З.А. Методика разработки творческих проектов в общеобразовательной школе: учебное пособие [Текст]. /  З.А. Литова. – Курск: Изд-во КГУ, 2008. – 163 с.
  2. Литова, З.А. Педагогические условия адаптации учащихся общеобразовательных школ к труду в рыночной экономике[Текст]. /  З.А. Литова.: дис. … канд. пед. наук. – Брянск, 1998. – 195 с.
  3. Литова, З.А. Подготовка выпускников школ к труду в новых экономических условиях [Текст]. /  З.А. Литова // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 173–178.
  4. Литова, З.А. Формирование экономического мышления школьников в процессе преподавания технологии [Электронный ресурс]. /  З.А. Литова // Электронный журнал «Учёные записки Курского государственного университета» № 2 (22), 2012 г. – Режим доступа : http://lib.Kursk.ru/index.php/electronnyj–catalog
Теги: социально-трудовая адаптация, уроки технологии, экономическая подготовка, проблемное обучение, social and labor adaptation, technology classes, economic training, problem-based learning

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация