ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ

Раздел: Теория и практика обучения школьников

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Литова Зоя Александровна

УДК 37.035.3

ЗА. Литова

Z. A. Litova

Литова Зоя Александровна, д. п. н., профессор, Курский государственный университет, г. Курск.

Litova Zoya Aleksandrovna, Doctor of Pediatric Sciences, Professor, Kursk State University, Kursk.

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ

PREPARING STUDENTS FOR THE SOCIAL-LABOR ADAPTATION AT TECHNOLOGY LESSONS

Аннотация. В статье приводится структура направлений  работы учителей технологии при подготовке обучающихся к социально-трудовой адаптации и раскрывается последовательно её содержание.

Abstract. The article provides the structure of work areas of teachers of technology preparing students for socio-labor adaptation and it consistently reveals its contents.

Ключевые слова: социально-трудовая адаптация, уроки технологии, экономическая подготовка, проблемное обучение.

Keywords: social and labor adaptation, technology classes, economic training, problem-based learning (teaching).

 

Большую роль в подготовке к социально-трудовой адаптации выпускников школ играют уроки технологии, поэтому учителям надо стремиться, чтобы они проходили на высоком научно-методическом уровне, давали первоначальные трудовые навыки, помогали выявить склонности и способности к тому или иному виду трудовой деятельности.

Сегодня труд рассматривается в нескольких аспектах: как средство жизнеобеспечения, товар, который выносится на рынок труда и профессий, средство самоопределения и самоутверждения для достижения определённого социального статуса, проверки и развития своих способностей.

Структура направлений  работы учителей технологии при подготовке обучающихся к социально-трудовой адаптации включает в себя [1, с. 95–96]:

  1. Совершенствование методики проведения уроков технологии (внедрение активных форм и методов обучения, в том числе проблемного обучения; применение моделирования, проблемно-модульного обучения).
  2. Формирование экономических знаний и умений в процессе преподавания технологии.
  3. Развитие технического мышления и творческой активности учащихся на уроках и во внеклассной работе.
  4. Активное внедрение проектной деятельности.
  5. Развитие индивидуальных качеств личности для вхождения в социум.

Уроки технологии являются одним из элементов системы трудовой подготовки школьников наряду с профессиональной ориентацией, общественно-полезным производительным трудом, внеклассной работой по техническому и декоративно-прикладному творчеству.

Использование активных форм и методов обучения позволяет активизировать в исследовательском и практическом плане, как деятельность учителя, так и учеников, открывает реальные перспективы в творческом, самостоятельном овладении материалом. Повышают качество обучения нетрадиционные уроки: уроки творчества, деловые и ролевые игры, театрализованные уроки,  уроки-конференции, бинарные уроки.

Деловые игры являются педагогическим средством, интенсифицирующим учебную деятельность. Они проводятся с целью моделирования определённых управленческих, экономических, психологических, педагогических ситуаций, их анализа и выработки оптимальных действий в дальнейшем. Деловые игры активно внедряются на уроках технологии, во внеклассных мероприятиях. Участие в таких мероприятиях служит большому взаимопониманию, укреплению добрых взаимоотношений между педагогами и учениками, способствует отработке операционных умений и навыков предпринимательской деятельности [2].

Трудовое обучение создаёт благоприятные условия для полноценного использования на уроках моделирования, а также технологии проблемно-модульного обучения, что способствует повышению качества знаний и профессиональных навыков.

Большое значение в подготовке к социально-трудовой адаптации  имеет экономическая подготовка в  трудовом обучении учащихся. Более активно изучаются вопросы экономики, когда труд является производительным, т. к. в его процессе создаются определённые материальные ценности. Обязательным элементом при этом является планируемость, нормируемость, рентабельность [3].

В процессе трудового обучения изучаются и вопросы экономики и организации производства. Программы по технологии содержат специальные разделы по экономике и предусматривают овладение производственно-техническими знаниями во взаимосвязи с экономическими.

Анализ опыта экономического образования школьников на уроках технологии показывает, что, в отличие от преподавания основ наук, посредством которого формируются общеэкономические знания, в процессе трудового обучения экономическое образование приобретает более конкретный характер. Здесь школьники овладевают основами научной организации труда, умениями планировать выполнение трудовых заданий, рационально организовывать рабочее место, контролировать ход и результаты учебно-трудового процесса. Учащиеся получают также представление о предприятии, когда в ходе экскурсии они наблюдают практическую организацию производства. В результате комплексной экономической деятельности школьники осознают важность приобретённых экономических знаний и умений, их необходимость, приобретают качества личности, связанные с хозяйским отношением к делу [2].

Возможности для формирования экономического мышление прослеживаются на протяжении изучения всего предмета технология. В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов –  экономной разметке и раскрою, выбору оптимальной технологии, экономного режима оборудования [4].

Развитию экономического мышления обучающихся способствует  работа с творческими проектами в технологии. Примерные темы творческих проектов должны охватывать всю область ранее приобретенных знаний, умений и навыков учащихся в комплексе на протяжении каждого года обучения и не только по технологии и общеобразовательным дисциплинам, но и по культуре, экологии, экономике, эстетике, дизайну, эргономике и т.д. – всем тем знаниям, которые приобрел школьник за прошедший год и предыдущее время не только в школе, но и в семье, в обществе. В зависимости от направления проекта проводится экономическое обоснование. Это: маркетинговые исследования, расчёт себестоимости изделия, разработка рекламного проспекта и др. [1, С. 48–49].

Существенной задачей экономической подготовки является вовлечение школьников в техническое творчество, которое позволяет включать учащихся в различного рода расчёты, показывает возможности снижения затрат времени, материалов, трудовых усилий, электроэнергии от внедрения приспособлений и совершенствования технологических процессов.

Одним из направлений экономического воспитания учащихся можно считать профориентационную работу в школе, так как правильный выбор профессии способствует повышению эффективности и качества труда. Экономическая направленность профориентационной работы позволяет знакомить школьников с вопросами экономики и организации производства, правильно выбрать профессию на основе конкретных данных об отраслях и характере деятельности ближайших предприятий, их потребности в кадрах.

В ходе трудового обучения возникает объективная необходимость использовать приобретённые ранее в основах наук экономические понятия, расширить и углубить экономические умения организации и планирования труда, учёта его количества и качества. 

В современных условиях успешно адаптируется выпускник, обладающий развитым творческим мышлением, творчески относящийся к любому виду деятельности. Одна из важнейших задач трудового воспитания – формирование у учащихся творческого отношения к труду, которое заключается в стремлении внести в работу своё, оригинальное, разумный отход от изживших себя стандартов и стереотипов, постоянный настрой на поиск нового, совершенного, делающий работу более качественной, красивой, лёгкой, доставляющей удовлетворение.

Список литературы

  1. Литова, З.А. Методика разработки творческих проектов в общеобразовательной школе: учебное пособие [Текст]. /  З.А. Литова. – Курск: Изд-во КГУ, 2008. – 163 с.
  2. Литова, З.А. Педагогические условия адаптации учащихся общеобразовательных школ к труду в рыночной экономике[Текст]. /  З.А. Литова.: дис. … канд. пед. наук. – Брянск, 1998. – 195 с.
  3. Литова, З.А. Подготовка выпускников школ к труду в новых экономических условиях [Текст]. /  З.А. Литова // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 173–178.
  4. Литова, З.А. Формирование экономического мышления школьников в процессе преподавания технологии [Электронный ресурс]. /  З.А. Литова // Электронный журнал «Учёные записки Курского государственного университета» № 2 (22), 2012 г. – Режим доступа : http://lib.Kursk.ru/index.php/electronnyj–catalog
PDF