Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Автор: К. Д. Сустретова
Раздел: Теория и практика обучения школьников

УДК 372.8

К.Д. Сустретова

K.D. Sustretova

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

FEATURES OF PUPILS’ LABOUR TRAINING SYSTEM IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Аннотация: В данной статье проанализирован опыт трудового обучения школьников в Республике Беларусь. Рассматривается структура  и содержание трудового обучения в школах Республики Беларусь, где оно, помимо своей ярко выраженной практико-ориентированной направленности, выполняет и многогранную воспитательную функцию. Проведен сравнительный анализ целей, задач и содержания технологической подготовки подрастающего поколения в Республике Беларусь и России.

Abstract: This article analyzes the experience of pupils’ labour education in the Republic of Belarus. We describe the structure and content of labour education in the schools of Belarus, where it, in addition to its pronounced practice-oriented direction, performs multi-faceted educational function. Comparative analysis of goals, objectives and content of technological preparation of younger generation in the Republic of Belarus and Russia is made.

Опыт показывает, что технологическая подготовка школьников выступает одним из важных компонентов системы общего образования ведущих в экономическом отношении стран, совершенствование которого находится в ряду актуальных направлений перехода общества в новое качественное состояние [3, с. 47].

В то же время теория и практика отечественной школы свидетельствует о неустойчивости  развития системы технологического (трудового) обучения, в котором периоды его гегемонии  в структуре общего образования сменялись попытками его отрицания и забвения. Это косвенным образом свидетельствует о недостаточной обеспеченности научных основ практико-ориентированного  обучения подрастающего поколения и несформированности стратегических положений развития современной школы [3, с. 47-48].

Важное значение для развития системы технологического образования в России имеет изучение опыта решения данной проблемы в зарубежных странах. На наш взгляд, большой интерес представляет рассмотрение особенностей технологической подготовки в странах СНГ, которые имеют общие исторические корни с отечественной системой образования. Одной из них является Республика Беларусь, обладающая значительным опытом адаптации образовательной деятельности к задачам развития реального производства. В этих целях было проведено изучение состояния образовательного процесса в школе и опыта подготовки учителей трудового обучения. Были изучены документы, регламентирующие систему технологического образования в стране, проведены встречи и организованы беседы с учителями трудового обучения, а так же педагогами вузов, осуществляющих подготовку будущих учителей.

В отличие от требований к результатам обучения технологии в российской школе, направленным на «формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях» [2, с. 4], важнейшими задачами изучения учебного предмета «Трудовое обучение» в Республике Беларусь являются: «формирование теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности, основ графической и технологической грамотности, практических умений ведения домашнего хозяйства, навыков безопасных приёмов труда; развитие познавательных интересов, творческих способностей, коммуникативных умений, эстетического вкуса, конструкторских способностей, технического и художественного мышления учащихся в процессе различных видов деятельности; воспитание трудолюбия, культуры труда, сознательности, аккуратности, бережливости, инициативности, предприимчивости, ответственности за результаты своего труда, формирование ценностного отношения к культурным традициям нации» [1].

В отличие от Российской системы образования, где согласно ФГОС технология является обязательным предметом в школе с 1 по 7 класс, а в 8 и 9 классах могут быть организованы занятия вне обязательной учебной сетки часов, в Республике Беларусь трудовое обучение является обязательным с 1 по 9 класс. При реализации образовательных программ общего среднего образования во время изучения учебного предмета «Трудовое обучение» класс делится на две группы (юноши, девушки) вне зависимости от его наполняемости. Юноши изучают направление «Технический труд», а девушки – «Обслуживающий труд», так же обязательным для обеих групп является освоение учебного предмета «Черчение» в рамках данного курса. В нашей же стране  «минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии». Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся» [2, с. 5], что обеспечивает индивидуализацию процесса обучения.

Отличительной особенностью системы трудового обучения в Республике Беларусь является тот факт, имеет место различие в технологическом образовании в зависимости от типа образовательного учреждения. В гимназиях и гимназиях-интернатах большее внимание в процессе обучения уделяется теоретическим дисциплинам. Такие заведения готовят подрастающее поколение к поступлению в ВУЗы на академические специальности, поэтому количество часов, отводимых на изучение дисциплины «Трудовое обучение», значительно ниже, чем в базовых, средних школах и школах-интернатах, которые осуществляют обучение будущих специалистов в различных сферах деятельности.

В связи с этим предусмотрено следующее количество часов в неделю по классам [1] (табл. 1).

В Российских школах технология изучается в 5 и 6 классах по 2 ч в неделю, в 7 классе по 1 ч в неделю [2, с. 9]. Таким образом, в средних школах Республики Беларусь на данную дисциплину выделяется больше учебного времени, чем в России.

 В соответствии с программой по учебному предмету «Трудовое обучение» для юношей основными разделами являются дерево- и металлообработка, техническое творчество, художественная обработка материалов; основы приготовления пищи, основы изготовления швейных изделий, основы домоводства и основы сельского хозяйства для девушек. В то время как в Российских школах к данным разделам добавляются современное производство и социально-профессиональное самоопределение, а так же технологии исследовательской и опытнической деятельности.

Отметим, что предпрофильная и профильная подготовка в обеих странах не являются обязательными в школьной программе и могут осуществляться в рамках вариативной части при наличии свободных часов в учебном заведении и желании участников образовательного процесса.

Следует отметить, что система трудового обучения школьников в Республике Беларусь не ограничивается рамками академического учебного процесса. Согласно нормативным документам в учреждениях общего среднего образования предусматривается  организация общественно полезного труда учащихся во внеучебное время. Он организуется за счёт часов, которые выделяются дополнительно, из расчёта 1 учебный час в неделю в 3-8 классах и 2 учебных часа в неделю – 9-11 классах [1] .

В соответствии с санитарными нормами и правилами в рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по уборке территории; собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала; ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке; изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов; ремонту мебели, спортивного и игрового оборудования и инвентаря и т.д.

Для учащихся 5-11 классов может быть организован общественно полезный труд по направлению «Растениеводство».

По завершении учебного года в 5-8 классах учреждений общего среднего образования, имеющих учебно-опытные участки, проводится трудовая практика продолжительностью 5 дней по 3 учебных часа в день. Трудовая практика может проводиться в лагерях, ученических производственных бригадах, а также в порядке индивидуального трудоустройства учащихся [1].

Таким образом, трудовое обучение в школах Беларуси помимо своей ярко выраженной практико-ориентированной направленности, выполняет и большую воспитательную функцию. Путем организации практических проб и создания ситуации успеха у школьников воспитываются социально важные личностные качества, подрастающее поколение получает представление о своих способностях и интересах, что в будущем может привести их к осознанному выбору последующего образовательного и профессионального пути.

В целом изучение опыта технологической подготовки школьников в Республике Беларусь позволяет выявить возможности и пути совершенствования образовательного процесса в нашей стране и может быть использовано для развития системы технологического образования в России.

Список литературы

  1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Трудовое обучение», «Черчение» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году»: [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. – Режим доступа : http://edu.gov.by/. (Дата обращения: 01.04.2015)
  2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы [Текст]. – М. : Просвещение, 2010 – 96 с.
  3. Серебренников, Л.Н. Состояние и тенденции развития технологического образования в зарубежных странах [Текст] / Л.Н. Серебренников, К.Д.  Мейер // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки = Yaroslavl State bulletin : научный журнал. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - №4. – Том II (Психолого-педагогические науки).  – С. 47-54.
  4. Яворская, Л.М. Трудовое обучение (обслуживающий труд). 5–9 классы : примерное календарно-тематическое планирование : 2014/2015 учебный год : пособие для учителей учреждений общего среднего образования [Текст] / Л.М. Яворская [и др.]. – Минск : НИО : Аверсэв, 2014. – 80 с.
Теги: технология, трудовое обучение, практико-ориентированное обучение, technology, labour training, practice-oriented training

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация