НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ И ВУЗА

Раздел: Теория и практика обучения школьников

Журнал: Проблемы модернизации образования в XXI веке

29 ноября 2016 г.

Авторы: Юдицкий В. А.

УДК 37.035.3

В. А. Юдицкий

V. A. Yudickiy

НЕТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ И ВУЗА

NON-TRADITIONAL LEARNING TOOLS IN EDUCATIONAL PROCESS OF SCHOOL AND UNIVERSITY

Аннотация. В статье рассматриваются новые (нетрадиционные) или существенно обновленные формы, приёмы и средства обучения. Таким могут стать различные занимательные, игровые материалы: технические загадоки, чайнворды, кроссворды, ребусы, омонимы, криптограммы, логогрифы, метаграммы и другие оригинальные головоломоки. Создание подобны материалов требует активной творческой умственной деятельности, поэтому нужно подготовить будущего учителя к работе с ними.

Abstract. The article deals with new (non-traditional) or substantially updated forms, methods and means of teaching. This can be various entertaining, playful materials: technical mysteries, chapters, crosswords, rebuses, homonyms, cryptograms, logograms, metagrams and other original golovolomki. Creating similar materials requires active creative mental activity, so you need to prepare a future teacher to work with them.

 

Для дальнейшего совершенствования технологической подготовки учащихся в школе, развития их творческих способностей и повышения интереса к обязательным занятиям и внеклассным (внешкольным) мероприятиям необходимо искать и находить новые (нетрадиционные) или существенно обновленные формы, приёмы и средства обучения.

Как показывает школьная практика, нетрадиционным в работе с учащимися может стать использование различных занимательных, игровых материалов: технических загадок, чайнвордов, кроссвордов, ребусов, омонимов, криптограмм, логогрифов, метаграмм и других оригинальных головоломок. Все они или большинство из них могут использоваться как на обязательных занятиях в школе, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, во время самостоятельной работы дома. Например, на уроке они могут быть предложены учащимся при повторении пройденного материала, проверке домашнего задания, закреплении новых теоретических сведений и др. В зависимости от целей и задач, имеющегося времени учитель сам лично решает, когда и что использовать из заданий занимательного характера.

Значительно большие возможности для применения нетрадиционных средств обучения в школе создаются при организации различных видов внеурочной работы с учащимися: технических утренников и вечеров, устных журналов, турниров, конкурсов, олимпиад, тематических классных часов, во время выпуска предметных настенных газет, бюллетеней и т.д. Примеры их использования в школе даны в работах И.П. Арефьева, А.А. Деркачёва и других педагогов [1–17].

Чтобы достаточно эффективно внедрять нетрадиционные средства в учебно-воспитательный процесс школы, учителю необходимо знать их сущность (содержание, особенности), уметь самостоятельно их разрабатывать и использовать в различных педагогических ситуациях. Создание подобных материалов требует активной творческой умственной деятельности от их разработчиков. Поэтому вначале нужно хорошо подготовить учителя к работе с такими нетрадиционными средствами обучения, чтобы потом он смог свои идеи и находки внедрить в учебно-воспитательный процесс школы и научить детей творить по заранее определённым законам, правилам и приёмам.

Для уяснения особенностей использования занимательных, игровых материалов в учебно-воспитательном процессе школы необходимо вначале обратиться к понятиям, определениям и отдельным конкретным примерам, раскрывающим их сущность.

         Загадка – вид устного творчества, выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании [12, 13]. Приведём примеры загадок для их использования в технологической подготовке школьников:

      1. Доску в штабеле найди

          И к учителю зайди.

          Он отрежет вдоль кусок

          И получишь ты … .

                          (брусок)

      2. На нём мы строгаем,

           Шлифуем и пилим,

           Затем его убираем

           И очищаем от пыли.

                            (верстак)

         Чайнворд (англ. “chain” – цепь и “word” – слово) – род задачи-головоломки по разгадыванию слов (названий, определений, терминов и понятий), специально составленных в виде цепи (в ряду клеток), в которой последняя буква предыдущего слова является первой (началом) следующего [16, 17]. Для технических чайнвордов соответственно подбираются слова, главным образом отражающие специфику и особенности школьного предмета “Технология”, изучаемого в учебных мастерских. Например, СтаноКернеРезеЦентРубаноКлиНоЖ... .

         Кроссворд (англ. “сross” – крест, пересечение и “word” – слово) – игра-задача, для решения которой необходимо заполнить пересекающиеся ряды горизонтальных и вертикальных клеток отдельными словами, которые разгадываются по специально составленным их определениям [14, 15].

         Ребус – своеобразная загадка, в которой искомое слово или фраза записываются с помощью комбинаций различных рисунков предметов, фигур, букв, цифр и знаков. Название этой популярной головоломки произошло от старинного латинского выражения “rebus”, которое в переводе на русский язык означает: не словами, а при помощи “вещей”, “предметов” [9, 10].

         Анаграмма (гр. “ana” – пере и “gramma” – буква) – загадка, слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, первоначально составлявших другое слово [11]. Примеры отдельных слов-анаграмм: вилка – валик, краб – брак, липа – пила. Примеры анаграмм, составленных в виде загадок:

      1. Когда это слово обычно читаешь,

          То круглый предмет получаешь,

          А обратно прочесть его захочешь,

          То инструмент на нём заточишь.

                          (колесо – оселок)

      2. Вначале воздух им качали,

          Колёсам бегать помогали,

          Потом “сос” перенесли вперёд –

          И уже в бору она растёт.

                               (насос – сосна)

         Логогриф (гр. “logos” – слово и “gripos” – загадка) – слово-загадка, в которой от уже имеющегося слова можно получить новые слова путём отбрасывания или добавления букв. Примеры слов-логогрифов: зубр – зуб, кобра – кора, мель – ель, жест – жесть. Примеры логогрифов, составленных в виде загадок:

      1. Когда сохатый заболел,

          У него отняли букву «л».

          И уже не найдёшь его в лесу –

          Он стал опорой колесу.

                               (лось – ось)

      2. С горы спускался поток,

          Он камни с собою волок,

          Но «с» по дороге застряло,

          И несчастье то деревом стало.

                              (сель – ель)

         Метаграмма (гр. “meta” – после и “gramma” – буква) – слово-загадка, в которой из одного слова заменой любой буквы получают другое слово. Примеры слов-метаграмм: бинт – винт, нос – нож, школа – шкала. Примеры метаграмм, составленных в виде загадок:

      1. Оно красиво и блестит,

          Если в слове буква «з» стоит,

          А кто «д» туда поставит,

          Тот долбить его заставит.

                              (золото – долото)

      2. С буквой «р» усатого бери

          И до красноты его вари,

          После «л» туда поставишь

          И блестеть его заставишь.

                              (рак – лак)

         Омоним (гр. “homonyma” – “homos” – одинаковый и “onyma” – имя) – слово, имеющее одинаковое звучание и написание с другим словом, но иное значение. Примеры слов-омонимов: гнездо (птицы) – гнездо (элемент шипового соединения), кондуктор (в троллейбусе) – кондуктор (приспособление для сверления), хобот (у слона) – хобот (часть фрезерного станка). Примеры отдельных омонимов, составленных в виде загадок:

      1. Одна бренчит, страдает,

          С бардом песни исполняет,

          А другая до сих пор, пока,

          Служит механизмом у станка.

                              (гитара – гитара)

      2. Наш козлёнок так бодался,

          Что на голове он один остался.

          А другой вовсе не пропал,

          Он на рубанок к нам попал.

                              (рожок – рожок)

При подготовке будущих учителей на занятиях по методике преподавания предмета в нашем университете они обучаются разработке и использованию занимательных, игровых материалов. Для студентов составлены специальные задания, которые выдаются им как один из видов самостоятельной работы. Например, студенты в соответствии со своим индивидуальным вариантом задания вначале подбирают технические термины, понятия, определения, а после используют их при разработке чайнвордов, кроссвордов, анаграмм, логогрифов и других перечисленных выше головоломок.

В качестве методической литературы студентам для работы предлагаются написанные нами и опубликованные в журналах «Школа и производство» соответствующие статьи, а также и изданные в университете, сборники технических загадок, технических кроссвордов, чайнвордов и ребусов. В этих пособиях даются конкретные рекомендации по разработке и использованию нетрадиционных средств обучения.

Первой апробацией нетрадиционных средств обучения для студентов нашего университета становится их педагогическая практика в различных учреждениях образования, которую они проходят на четвёртом курсе в восьмом семестре. На установочной конференции пред практикой студенты получают задание кафедры методики технологического образования по проверке эффективности использования разработанных ранее занимательных, игровых материалов в учебной работе с учащимися как непосредственно на занятиях в школьных учебных мастерских, так и при проведении различных видов внеклассных мероприятий.

В ходе практики идёт процесс активного использования нетрадиционных средств в работе с учащимися, проводятся наблюдения, беседы, устные и письменные опросы, педагогический эксперимент, собирается и накапливается фактический материал, который в конце анализируется и обрабатывается, делаются обоснованные выводы. По итогам проведенного педагогического исследования каждый студент готовит специальный отчёт, качество и содержание которого учитывается при выставлении итоговой отметки за практику по первой специальности. Далее полученные результаты анализируются и обсуждаются при проведении заключительной конференции по педагогической практике. Студенты обмениваются между собой информацией, опытом работы, высказывают свои суждения, дают предложения по дальнейшей разработке нетрадиционных средств обучения и путях наиболее эффективного их использования на различных видах занятий в школе.

Процесс обучения студентов работе с занимательными, игровыми материалами продолжается на пятом курсе, когда они снова направляются в школы для прохождения педагогической практики и работают с учащимися в учебных мастерских.

Опыт нескольких лет работы свидетельствует о том, что учитель, который сам хорошо знает виды и особенности нетрадиционных средств, может успешно использовать их не только в своей непосредственной работе с учащимися на уроках или внеклассных мероприятиях, но и обучить последних создавать что-то подобное. Для учащихся заранее готовятся специальные задания по разработке и использованию словесных и других головоломок и выдаются во время проведения различных мероприятий или изучения соответствующих тем программы.

Таким образом, практика использования занимательных, игровых материалов в работе со школьниками приобретает целенаправленный технико-технологический смысл и уже даёт свои положительные результаты. Она свидетельствует о достаточно значительной учебно-воспитательной эффективности этих материалов и позволяет пополнять перечень хорошо известных форм, методов, приёмов и средств обучения технологии новыми, нетрадиционными. Всё сказанное подтверждается предварительными результатами, полученными нами в ходе проводимого в вузе и в школах научного исследования по обозначенной выше проблеме. Они тщательно изучаются, анализируются и обрабатываются.

Кроме этого, активно продолжается процесс разработки (создания) совершенно новых учебно-методических пособий, включающих очередную группу занимательных, игровых материалов, необходимых учителю технологии в его повседневной работе со школьниками. Например, подготовлено к изданию ещё одно пособие «Метаграммы, анаграммы, логогрифы, омонимы в технике».

Анализируя полученные предварительные результаты проводимого педагогического исследования, можно уже на данном этапе сделать следующие выводы:

  1. Для дальнейшего совершенствования технологической подготовки учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса в школе необходимо искать и стремиться находить новые пути, формы, методы и средства обучения.
  2. В процессе педагогических поисков следует больше внимания уделять развитию интереса, любознательности и творческой активности учащихся, как на занятиях, так и в ходе внеклассной работы.
  3. Всё отмеченное выше возможно сделать, используя различные нетрадиционные средства обучения, к которым можно отнести занимательные, игровые материалы как теоретической, так и практической направленности.
  4. Ведущую роль при этом могут сыграть следующие занимательные, игровые материалы с техническим содержанием: загадки, чайнворды, кроссворды, ребусы, анаграммы, метаграммы, логогрифы, омонимы и другие головоломки.
  5. Овладевать работой с занимательными, игровыми материалами должны, в первую очередь, студенты (будущие учителя) во время различных видов занятий, самоподготовки и педагогической практики в школе.
  6. Устные и письменные опросы, беседы с учащимися и учителями, математические расчёты уже сейчас показывают возрастание уровня подготовки учащихся по предмету и усиление их интереса к различным видам учебно-трудовой деятельности в школе, как результат использования занимательных, игровых материалов,
  7. Учитывая недостаток литературы по исследуемой проблеме, необходимы дальнейший поиск, разработка и издание публикаций с новыми видами занимательных, игровых материалов для работы с учащимися в школе.

Список литературы

  1. Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 6 класс: пособие для учителей и учащихся / И.П. Арефьев.– М.: Школьная Пресса, 2004.– 64 с.
  2. Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 7 класс: пособие для учителей и учащихся / И.П. Арефьев.– М.: Школьная Пресса, 2004.– 64 с.
  3. Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 8 класс: пособие для учителей и учащихся / И.П. Арефьев.– М.: Школьная Пресса, 2005.– 60 с.
  4. Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 9 класс: пособие для учителей / И.П. Арефьев.– М.: Школьная Пресса, 2005.– 64 с.
  5. Арефьев, И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 10 класс: пособие для учителей / И.П. Арефьев.– М.: Школьная Пресса, 2005.– 48 с.
  6. Деркачёв, А.А. Внеклассная работа по техническому труду: кн. для учителя / А.А. Деркачёв.– Минск: Нар. асвета, 1986.– 176 с.
  7. Юдицкий, В.А. Головоломка «Крепёжные изделия» / В.А. Юдицкий // Школа и производство. – 2008. – № 2. – С. 55.
  8. Юдицкий, В.А. Головоломки / В.А. Юдицкий // Школа и производство. – 2008. – № 4. – С. 51–53.
  9. Юдицкий, В.А. Ребусы в подготовке школьников к труду / В.А. Юдицкий // Школа и производство. – 2002. – № 1. – С. 71–75.
  10. Юдицкий, В.А. Ребусы и труд: учебно-методическое пособие / В.А. Юдицкий. – Мозырь: МозГПИ, 2001. – 24 с.
  11. Юдицкий, В.А. Технические анаграммы в технологии / В.А. Юдицкий // Школа и производство. – 2009. – №3. – С. 51.
  12. Юдицкий, В.А. Технические загадки на уроках технологии / В.А. Юдицкий // Школа и производство. – 2002. – №3. – С. 19–21.
  13. Юдицкий, В.А. Технические загадки: учебно-методическое пособие / В.А. Юдицкий. – Мозырь: МозГПИ, 2001. – 20 с.
  14. Юдицкий, В.А. Технические кроссворды / В.А. Юдицкий // Школа и производство. – 2002. – № 8. – С. 20–23.
  15. Юдицкий, В.А. Технические кроссворды: учебно-методическое пособие / В.А. Юдицкий. – Мозырь: МозГПИ, 2000. – 32 с.
  16. Юдицкий, В.А. Технические чайнворды в изучении технологии / В.А. Юдицкий // Школа и производство. – 2002. – №7. – С. 55–57.
  17. Юдицкий, В.А. Технические чайнворды: учебно-методическое пособие / В.А. Юдицкий. – Мозырь: МозГПИ, 2001. – 24 с.
PDF