Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФОАНАЛИТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Автор: А. А. Романчук
Раздел: Теория и практика обучения школьников

УДК 371

А.А. Романчук

A. A. Romanchuk

ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФОАНАЛИТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

APPLICATION OF GRAPHOANALYTICAL MODELING OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION

Аннотация. В статье представлено использование графического моделирования межпредметных связей технологии и математики.

Abstract. The article presents the use of graphic modeling of interdisciplinary connections of technology and mathematics.

Формирование метапредметных результатов обучения требует применения более совершенных методов оценки объема информации отдельных предметных областей. В качестве визуального отображения пересекаемых информационных объемов рассматриваемых предметных областей нами предлагается применение графической формы представления информационного потока [1].

В основу данной методики описания взаимодействия предметных областей положено представление всего учебного материала данной предметной области в виде сферы с заданными параметрами.

В качестве основного параметра характеризующего данную предметную область рассматривается объем информации [1]. На рисунке 1 представлено пересечение двух сфер объемов данных предметных областей.

Объем информации V1 включает в себя основную теоретическую базу данной предметной области, представленную в произвольной размерности (количество терминов, объем электронных документов в Мбит, и т.д.). Для определения глубины межпредметных связей требуется установить объем линзы создаваемой границами сфер данных предметных областей в области пересечения. Для этого требуется введение дополнительных параметров.

В качестве основного параметра, характеризующего глубину межпередметных связей, применим радиус сферы. Из геометрии получим формулу определения величины данного параметра.

Соответственно глубина информационного объема данной предметной области будет иметь вид:

В соответствии с полученной математической формой глубины сферы объема информации данной предметной области мы можем определить объем линзы  информации межпредметной области данных предметов, используя графоаналитические методы.

На рисунке 1 а) представленно пересечение двух сфер предметных областей. Для определения основных параметров рассматриваемых межпредметных связей введем дополнительные термины: глубина объема межпредметных связей – s, коэффициент предметной изоляции – z, глубина предметной интеграции – h1, h2.

  На рисунке 1 б) представлено графическое изображение линзы межпредметных связей.

Определим основные параметры уровня межпредметной интеграции:

Глубина предметной интеграции предметных областей 1 и 2, соответственно определится как h1 = {g,b}, h2 = {a,b}.

Глубина объема межпредметных связей складывается из суммы:

s = h1+h2

Коэффициент предметной изоляции определяется как:

z = (R1 + R2) – s.

Получив значения приведенных выше параметров информационного объема образовательных областей, мы можем провести анализ уровня междисциплинарной интеграции.

Если коэффициент предметной изоляции z больше, либо равен сумме глубин информационного объема двух предметных областей R1 + R2, то уровень междисциплинарной интеграции (примем в качестве индикатора символ Σ) будет равен нулю. Это может быть возможным в случае отсутствия выявленных межпредметных связей, либо в начальный период формирования междисциплинарной интеграции.

Если параметры, характеризующие глубину информационного потока R, равны глубинам межпредметной интеграции h, то есть  z = s, то можно говорить о целесообразности разработки междисциплинарного курса.

Рассмотрим возможные частные случаи межпредметных связей (рис. 2).

В случае если глубина междисциплинарной интеграции больше коэффициента предметной изоляции (рис. 2 а), описываемые предметные области находятся в смежных областях предметного знания (молекулярная физика и химия, раздел электротехники в физике и теория электрических цепей, и т.п.).

На рисунке 2 б) в качестве примера представлено графическое изображение раздела некоторой предметной области.

В данное работе представлено использование графическое моделирование межпредметных связей технологии и математики. В результате приведенных исследований были разработаны курсы внеурочной деятельности естественно научной направленности «ТРУДная математика» (для 5-6 классов) и «Математическая технология» (для 7-8 классов). Экспериментальная работа проводится в трех группах с различным уровнем интеграции предметных областей. На основе экспериментальных данных предполагается разработка методики проектирования междисциплинаргой интеграции с использованием графоаналитического метода.

Список литературы

  1. Романчук А.А. Имитационное моделирование дидактических систем. Параметры информационного потока образовательного процесса [Текст] / А.А. Романчук // «Парадигма». Електронно научно списание. Брой 2/2016. - Варна. – 2016. – С. 545-551.
Теги: графическое моделирование, межпредметная связь, образовательный процесс, graphic modeling, intersubject communication, educational process

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация