Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Автор: Ю. Г. Дончева
Раздел: Общие проблемы педагогики

Ю.Г. Дончева

Yu. G. Doncheva

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER AS THE FUNDAMENTAL OBTAINING OF ITS PROFESSIONALISM

Аннотация. Автор считает, что рассматривать психолого-педагогические особенности личности учителя и специфику его педагогической деятельности необходимо, определившись что собой представляет педагогическая профессия, а также какое значение вкладывается в понятие «профессионализм педагога». Разграничивая данные понятия можно утверждать, что целенаправленная организация и коррекция межличностных взаимоотношений в системах: «учитель – учащиеся» и «учащийся – учащиеся», выступают стимулом саморегуляции личности ученика. Это позволяет находить адекватные способы поведения и формирования педагогически целесообразных взаимоотношений учителя и учащихся.

Annotation. The author believes that it is necessary to consider the psychological and pedagogical characteristics of the teacher's personality and the specifics of his pedagogical activity, determining what the pedagogical profession is, and what significance is attached to the concept of «teacher's professionalism». Separating these concepts, it can be argued that a purposeful organization and correction of interpersonal relationships in systems: «teacher-students» and «student-students», serve as an incentive for self-regulation of the student's personality. This allows us to find adequate ways of behavior and the formation of a pedagogically appropriate relationship between teachers and students.

Рассматривая психолого-педагогические особенности личности учителя и специфику его педагогической деятельности необходимо, прежде всего, осветить, что представляет собой педагогическая профессия, а также какое значение вкладывается в понятие «профессионализм педагога». Так как многие под понятием «педагог» часто подразумевают и профессию, и вид деятельности, и социальную роль и т.д. Необходимо разграничить эти понятия и выявить механизмы и закономерности развития личности профессионала.

Профессия – это деятельность, обладающая собственной целью, имеющая собственный продукт, нормы и средства, которые, в конечном счете «детерминированы социальной функцией и технологией той сферы общественной жизни, какую данная деятельность обслуживает» [1].

Роль профессиональной деятельности в становлении личности учителя заключается в том, что она преобразует проявление личностных особенностей в том или ином направлении, развивая одни личностные параметры и создавая, таким образом, неповторимый, отличный от исходного варианта «ансамбль качеств» профессиональной личности. Однако, без полной самоотдачи учителя невозможно достигнуть положительных результатов педагогической деятельности. Творческий характер деятельности учителя определяется тем, что он сам руководит процессом обучения и развития учащегося, создает среду своей деятельности, организуя их, постоянно изменяя и развивая свою деятельность (обновляя содержание, оборудование, применяя новые педагогические идеи и технологии, совершенствуя новые формы обучения и т.д.).

Профессиональная деятельность учителя также выступает как одно из звеньев в основе массовой деятельности школы и общества в целом, где учитель выступает в качестве индивида, вносящего свой вклад в общее дело и пользующегося достоянием всей педагогической теории и практики. Выделяются следующие особенности педагогической деятельности учителя: по содержанию – преобразовательная деятельность, направленная на изменение учебного плана, технологии обучения и преобразования уровня знаний учащихся, а также многих сторон личности самого учителя, по форме – коммуникативная деятельность, включено непосредственное и опосредованное обучение, по структуре – целостно-ориентационная деятельность, направленная на формирование системы ценностей учителя и переноса ее на учащихся. Для осуществления педагогического процесса необходима неразрывная взаимосвязь вышеуказанных отличий с познавательно-развивающей деятельностью учителя.

Особенности профессиональной педагогической деятельности – это специфика «объекта и орудий труда» учителя. Объект деятельности учителя – это личность ребенка. Объектом профессиональной деятельности учителя любой специальности является не сам по себе ребенок, ученик, «вырванный» из педагогического процесса, а «педагогический процесс, представляющий собой систему последовательно взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решении которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как один из главных компонентов» [2].

Показатель профессионализма учителя – это педагогическая умелость, т.е. достаточно хорошее владение системой необходимых обучающих и воспитывающих умений и навыков, которые позволяют ему успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться успешного обучения и воспитания учащихся.

Таким образом, высокий уровень педагогического мастерства учителя носит компетентный характер и предполагает: глубокое знание предмета на уровне новейших достижений науки, хорошую методическую вооруженность учителя, умение «видеть» ребенка и коллектив, понимать их запросы, умело использовать личные качества при организации деятельности учащихся. Успех деятельности учителя обусловлен его умением, на основании общей цели обучения самостоятельно формировать частные дидактические и воспитательские цели.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что в реальной практике школы преобладает дисциплинарно командный, аффективный тип педагогического воздействия. Аффективный тип педагогического воздействия берет за основу не активность учителя, не творческий характер его деятельности, а жестокое подчинение его поведения плану урока, неукоснительное соблюдение этой линии, ставящее требовательность и подчинение учащихся в основу всех применяемых технологий воздействия. Учителя, различающиеся стилем общения с учащимися, по-разному воздействуют на формирование характерологических качеств подростков, даже если учащиеся одинаково успевают, если проявляют активность при выполнении общественных поручений.

Поскольку комфортность образовательной среды напрямую связана с межличностными отношениями, можно считать, что успешность процесса обучения во многом зависит от взаимопонимания ученика и учителя.

Ни для кого не секрет, что предметное, дидактическое взаимодействие педагога с учащимися, т.е. педагогическое общение во время занятий играет непосредственную роль в достижении целей, поставленных задач урока. Как известно, предметное, дидактическое взаимодействие ориентировано, в основном, на формирование определенной системы знаний, умений и навыков у учащихся. В предметное взаимодействие учитель и школьники могут вступать на уроке, в процессе подготовки и проведения конференций, семинаров, олимпиад, вечеров и т.д. Однако педагогический эффект этого взаимодействия обусловлен не только характером и способом организации ведущей деятельности, но и уровнем коммуникативного взаимодействия педагога с воспитанниками и последних друг с другом.

Доминирующими функциями коммуникативного взаимодействия являются воспитательные, т.к. их смысл – в целенаправленном формировании системы педагогически целесообразных межсубъектных отношений. В основу классификации воспитательных функций должны быть положены, с одной стороны, цели совместной деятельности учителя с учащимися, а с другой – личностные потребности общающихся.

Педагогическое общение позволяет планировать, координировать, оптимизировать совместную деятельность, обеспечивая единство целей и средств. Чем больше совместной деятельности во время занятий, тем важнее хорошо налаженное взаимодействие между ее участниками, обеспечивающее продуктивное сотрудничество. Учитель выступает в учебно-воспитательном процессе не только как организатор, но и как руководитель общения. Благоприятные межсубъектные отношения позволяют работать синхронно и заинтере​сованно обеим сторонам с опорой на деятельность друг друга, создавая творческую, благоприятную атмосферу во время занятий. Воспитательная результативность общения зависит от учета тех потребностей, которые побуждают учащихся вступать в активное взаимодействие с педагогом.

Изучение общения школьников показало, что в подростковом и юношеском возрасте оно направлено на удовлетворение потребностей в новой информации, эмоциональных контактах и социальном личностном утверждении. Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся, по нашему мнению, является благоприятный психологический климат в классе. Важной характеристикой педагогического общения является его структура.

Продуктивность общения, таким образом, зависит от того: как учитель и учащиеся воспринимают друг друга, какие они при этом испытывают чувства, как они взаимодействуют.

Главным компонентом педагогического общения выступает профессиональная этика, основанная на таких принципах, как гуманизм, уважение достоинства каждого ребенка.

Характер коммуникативного взаимодействия детерминирован используемыми учителем технологиями. Обычно применяют в комплексе психологические и педагогические средства.

Успех общения обусловлен профессиональным владением лингвистическими, паралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия (внушением, идентификацией и др.), многообразием воспитательных средств, приемов, методов и форм работы (игра, беседа, дискуссия и др.).

Педагогическая компетентность педагога также является немаловажной в процессе обучения.

Педагогическая компетентность учителя – это круг вопросов, решение которых входит в его обязанности, отражает уровень владения необходимыми знаниями и умениями.

Коммуникативная компетенция учителя является основополагающей его профессионализма, т.к. общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений [3, 4].

Положив в основу ведущие компоненты учебно-воспитательного общения, можно выделить следующие блоки профессионально-коммуникативных умений учителя:

  1. социально-психологический блок (умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление, использовать психологические средства: вербальные, невербальные механизмы коммуникативного воздействия, внушения, убеждения, идентификации и т.д.);
  2. нравственно-эстетический блок (умение строить общение на гуманитарной, демократической основе, руководствоваться принципами профессиональной этики и эстетики, организовывать творческое сотрудничество с учащимися);
  3. эстетический блок (умение гармонизировать внешние и внутренние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным);
  4. технологический блок (умение использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт).

Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетенции является педагогическая коммуникативность.

Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция учителя как предпосылка переживания детьми радости общения с ними.

Ведущие признаки педагогической коммуникабельности следующие: потребность в общении с детьми; его положительная эмоциональная направленность; доминирующее чувство удовлетворения от общения; взаимная личностная аттракция (учителя и учащегося); понимание детей, пособность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; конструктивное разрешение межличностных противоречий; гуманизм и демократизм общения; эстетика общения.

Педагогическое общение – это всегда взаимодействие интеллектов, чувств, воли учителя и учащихся. Чем лучше они понимают друг друга, тем продуктивней их диалог и согласованней их действия, тем устойчивее межличностные контакты и, следовательно, тем легче протекает процесс социально-профессиональной адаптации учащихся.

Взаимопонимание учителя и учащихся выражается в адекватном отражении друг друга, в осознании мотивации действий и поступков. Уровень понимания детерминирует экспектации учителя. Успешность продвижения школьника в учебе в значительной мере зависит от того, какой результат ожидается получить. Взаимопонимание в педагогическом общении имеет несколько аспектов. Оно складывается: во-первых, из понимания учителем учащихся; во-вторых, из понимания учащимися учителя; в-третьих, из понимания учащимися друг друга.

Успешность социально-профессиональной ориентированности в личности школьника в процессе общения требует от учителя особых знаний и умений, входящих в структуру социально-перцептивной культуры. Под социальной перцепцией подразумевают восприятие, понимание и оценку человека человеком.

Многочисленные педагогические ошибки, как правило, являются следствием неумения видеть за ученическим поступком истинные потребностно-мотивационные детерминанты. Профессиональное познание ребенка как объекта и субъекта общения реализуется в трех основных формах: научной, художественной и практической.

Принципиальное значение, на наш взгляд, имеет психолого-педагогическая установка на понимание каждого школьника. Она имеет когнитивный, эмоциональный, поведенческий аспекты. В профессиональной установке на познание учащегося доминирующую роль играет нравственная сторона.

Познание человека, с которым предстоит найти общий язык, строится на эмоциональной вовлеченности в этот процесс, т.е. эмпатии. В эмпатии различают когнитивную (понимание эмоционального состояния) и аффективную (душевное волнение) составляющую. Педагогическая эмпатия выражается не только в умении учителя мысленно поставить себя на место ученика, но и проявлять искреннее сочувствие, сострадание. В ней доминирует действенное начало, направленность на эмоциональную поддержку.

Результаты исследования уровня эмпатийности учителей, показали, что умением распознавать психические состояния учащихся обладают не более 17 % обследуемых учителей. Непосредственное восприятие личности опирается на систему рецепторов: визуальных, аудиальных, кинестетических. Этот процесс реализуется на сенсорном и мыслительных уровнях. Человек раскрывается в том, что говорит, как действует и поступает. Об истинных переживаниях могут многое сказать невербальные проявления: интонация, мимика, жесты, поза.

Каждый школьник живет в определенной индивидуализированной микросреде. Его эмоциональное самочувствие, настроение зависят от того места, которое он занимает в системе личностных отношений со сверстниками. Чтобы понять логику его поведения, учителю необходима социально-психологическая наблюдательность, позволяющая выявить статусную структуру класса.

Важным психологическим механизмом, обеспечивающим глубину понимания ученика, является рефлексия. Рефлексия – это весьма существенный элемент профессионального мышления учителя. Рефлексия помогает учителю: мысленно воссоздавать внутренний мир ребенка, проникнуть в его мотивационно-потребностную сферу, осознать его отношение к себе, посмотрев на себя его глазами, критически оценивать собственные мысли, чувства, действия.

Основополагающим принципом, обеспечивающим адекватность восприятия существенных черт личности ребенка, является целостный подход, для которого свойственно рассматривать выявленные характерные особенности во взаимодействии и взаимной детерминации.

В развитие профессиональной социально-перцептивной культуры учителя можно выделить два основных уровня. Уровни развития профессиональной социально-перцептивной культуры учителя: умение видеть личностное своеобразие ученика и давать грамотную психолого-педагогическую интерпретацию его действий и поступков, более высокий – способность устанавливать межличностные контакты на основе взаимопонимания.

Отношения учителя и учащихся всегда находились в центре внимания психологов и педагогов. Однако способы управления ими изменились в соответствии с социальным заказом, развитием философской мысли.

Для педагогических исследований становится характерным связывать предметное и межличностное взаимодействие учителя и учащихся.

По данным исследования 25 % учащихся и 30 % учителей, считают, что у них имеется духовная близость. Трудность организации полноценного педагогического взаимодействия авторы объясняют потребительским отношением многих старшеклассников к учителю. Его мастерство оценивается односторонне, лишь с позиции выгоды, того, что он «может дать». Исходя из результатов исследования, предлагается оценивать отношения педагогов и учащихся по трем основным критериям: направленность, устойчивость, активность. Формирование педагогически целесообразных межличностных отношений начинается с ориентации учебно-воспитательного процесса на личность каждого школьника. Главным результатом межличностных отношений выступает не внешнее принуждение, а свободный нравственный выбор.

Регуляция равного, партнерского диалогического общения основана на использовании достаточно сложной системы правил: этических, социально-психологических, педагогических. Учитель раскрывает свое отношение к учащимся в адекватных формах общения. Для этого он использует вербальную и невербальную знаковые системы, общепринятые этикетные стереотипы, обеспечивая необходимый уровень культуры межличностного общения.

Налаживание равнопартнерских отношений предполагает гибкое использование поведенческих позиций:

  • родителя – в коммуникативной инициативности, открытом лидерстве;
  • ребенка – в готовности уступить, подчиниться;
  • взрослого – в способности считаться с партнером, принимать совместные решения.

В одних ситуациях учителю бывает необходима родительская напористость, в других, наоборот, школьников активизирует впечатление его беспомощности и нерешительности, в-третьих, закрепляются взаимоотношение, умение сотрудничать на равных.

Изначальной единицей общения является взаимный обмен различными коммуникантами: улыбками, одобрением, осуждением. В зависимости от характера доминирующих коммуникант формируются многочисленные взаимоотношения. Оптимальной является не репрессивная, а поощряющая, щадящая достоинство каждого ученика. Поведение учителя выступает регулятором межличностного общения с детьми. На своем примере он учит культуре эмоционального самовыражения. Отношения, в которые вступает учитель с учащимися, характеризуются взаимозаражением, как лидер педагогического взаимодействия, учитель «заражает» их не только интересом к науке, профессии, настроением увлекательного поиска истины, но и радостью общения. Как взаимодействующая сторона педагогика нуждается в эмоциональной поддержке. Настроение, с которым ученик покидает класс, можно рассматривать не только как субъективный, но и как объективный показатель успешности педагогического взаимодействия.

Влиять на формирование межличностных отношений можно не только непосредственно воздействуя на эмоциональную сферу детей, но и путем конструктивного разрешения возникающих противоречий. Показателем конструктивности принимаемых педагогических решений выступает сближение позиций учителя и учащихся.

В развитии благоприятных межличностных взаимоотношений в среде учащихся серьезную роль играют специально смоделированные педагогом ситуации, позволяющие в нужном ракурсе представить личность каждого из них. Например, это бывает необходимо, чтобы поднять статус «не принятого», «пренебрегаемого», «отверженного», «изолированного». Создание ситуации успеха способно в корне изменить, нормализовать отношение группы к ученику, обеспечить столь необходимый ему психологический комфорт, что благоприятствует социально-профессиональной адаптации.

Таким образом, целенаправленная организация, коррекция межличностных взаимоотношений в системе: «учитель – учащиеся» и «учащийся – учащиеся» выступают стимулом саморегуляции личности ученика, что обеспечивает возможность овладения жизненными обстоятельствами, позволяя самостоятельно находить адекватные способы поведения и формирования педагогически целесообразных взаимоотношений учителя и учащихся.

Список литературы

  1. Болучевская, В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография [Текст]. / В.В. Болучевская. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
  2. Дончева, Ю.Г, Интеракция детский сад – начальная школа в континууме социальной роли «школьник» [Текст]. / Ю.Г. Дончева // IV научно-практическа конференция «Съвременни тенденции за сътрудничество между училището и семейството» – 16-17 юни 2014, СОУЕЕ „Св. Константин - Кирил Философ”, Русе.
  3. Рунова, С.А. Высшая школа как институт воспроизводства и создания педагогической культуры [Текст] / С.А. Рунова // Образование в третьем тысячелетии: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. статей. – Новокузнецк, 2003. – С. 54 – 57
  4. Рунова, С.А. Роль педагога в формировании коммуникативной культуры студентов [Текст] /С.А. Рунова // Технолого-экономическое образование в ХХI в. (Материалы II Международной научно-практической конференции). Том II. – Новокузнецк, 2005. – С. 80-84.
Теги: обучение, учитель, компетенция, профессионализм, личность, education, teacher, competence, professionalism, personality

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация