«ТЕХНОЛОГИЯ» В ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Раздел: О новых подходах к технологическому обучению школьников и подготовки учителей технологии

Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

27 декабря 2016 г.

Авторы: Чикваидзе Л. М. , Какабадзе З. О.

УДК 371

Л. М. Чикваидзе, З. О. Какабадзе

L.M. Chikvaidze, Z.O. Kakabadze

«ТЕХНОЛОГИЯ» В ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

«TECHNOLOGY» BEFORE PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация. В статье рассматривается проблема сохранности у молодежи чувства привязанности к «родовому гнезду» и желания заниматься родовыми ремеслами. Предлагается решение этой проблемы с помощью предмета «Технология» и организации допрофессиональной подготовке школьников.

Annotation. The article deals with the problem of safety in young people's feelings of attachment to the «patrimonial nest» and the desire to engage in generic crafts. The solution of this problem is proposed with the help of the subject «Technology» and organization before the professional training of schoolchildren.

Ключевые слова: допрофессиональная подготовка, технология, ремесло.

Keywords: before vocational training, technology, craft.

 

«Технология» в культурносообразной школе рекомендует, помимо технических умений, учет определенных граней, которые сопутствуют человеку в обществе и помогают в духовно-нравственном развитии и профессиональном становлении [1].

В этом направлении большой интерес вызвал проект, возглавляемый Кузбасской государственной педагогической академией г. Новокузнецка – «Духовно-нравственное воспитание и обучение возрождением традиционных православных ремесел; декоративно-прикладного, гончарного ремесел, литья свеч и др.». Участниками проекта являются студенты, школьники, учителя и родители. География – город и село (например, пос. Бородино). Учителям школ предлагают возродить традиционные ремёсла, в частности, изготовить поделки, сувениры по гончарному, кузнечному, ткацкому и др. ремеслам [2; С. 150-159]. Рассмотренные примеры указывают на возможность в учебном процессе вместе с духовно-нравственным воспитанием и обучением осуществлять связь в учебном процессе и допрофессиональную подготовку школьников.

И вот сейчас, после краткого обзора практических работ поговорим о материальной базе изготовления поделок, «сувениров по гончарному, кузнечному, ткацкому и др. ремеслам». Очевидно, для выполнения проекта был использован грант. Речь идет о том, что полученный опыт позволяет в процессе обучения технологии в учебных мастерских продолжить в свободное от занятий время работу по производству востребованных изделий на продажу в своём специализированном магазине, принимать заказы и др. От предприимчивости зависит масштаб и география заказов. Реализация этого начинания может обеспечить мотивацию выпускников не искать на стороне работу.

На примере Грузии, очевидно: выпускники школ, когда не находят работу, уезжают. Результат – покинутые сёла, забытая родовая СОБСТВЕННОСТЬ, отчий ДОМ и ЗЕМЛЯ. Мы видим, что молодежь в Грузинских сёлах не остается, она покидает родные места в поисках житейских удобств, связанных с возможностью заработать средства к существованию. Они добровольно теряют «инстинкт семейной собственности предков», забывая о том, что инстинкт собственника присущ даже животным, а муравьи и пчёлы, кроме того, обладают и общественной собственностью, которую они соблюдают очень строго. Общественной собственностью может быть мастерская по производству сувениров или другое производство. Профессор В. Д. Симоненко [4; С. 109-110] предложил 58 позиций – «где можно заработать деньги?»: починка игрушек; изготовление сувениров; изготовление рамок для картин; доставка на дом книг; помощь в саду; вязание, шитьё и многое другое. При этом не следует забывать, что Эдисон в раннем детстве (7-8 лет) продавал газеты, великий модельер Зайцев с детства увлекался шитьем. Главное, человек должен познать себя и взяться за дело, которое ему под силу, иметь мотивацию [5, 6]. В этом отношении учебный предмет «технология» позволяет пройти разностороннюю допрофессиональную подготовку.

Но для того чтобы в отдаленных от города на тысячи километров сёлах люди могли сохранить у молодёжи желание заниматься родовым ремеслом, сохранить чувство привязанности к «своему родовому гнезду», в селе необходимо создать житейские условия, в которых «по мере развития человечества людям становится лучше жить. Историческое движение представляет последовательный процесс накопления житейских удобств, знаний, приёмов, но просто механически они не пересаживаются с места на место… Житейские удобства – суть результаты знания» [3; С. 66-67]. Рассмотрим известные факторы меценатов, усилиями которых создаются прогрессивные условия жизни и производства.

Пример 1. Нико Николадзе, уроженец Грузии, жил в Тбилиси и имел имение в селе Диди-Джихаиши (западная Грузия, Кутаисская губерния). С 1850 г. им в селе Диди-Джихаиши была создана оросительная система, которая и сегодня действует, построен сельскохозяйственный техникум, первый в Закавказье. При строительстве первой закавказской железной дороги (под покровительством Н. Николадзе, принимал участие в строительстве сын Чернышевского) Н. Николадзе содействовал проектированию и строительству железной дороги в непосредственной близости к селу Диди-Джихаиши. Он выписал из Австралии новую породу коров и кур, которые и сегодня распространены в Западной Грузии, спонсировал учёбу студентов в Одесском сельскохозяйственном институте и многое другое.

Пример 2. Наш современник академик РАО Шалва Александрович Амонашвили, уроженец села Бушети (восточная Грузия), и его супруга проф. Валерия Ниорадзе спонсировали строительство водопровода и ежегодные семинары с участием ведущих специалистов по «Гуманной педагогике» и многое другое.

Оба примера личности, достигшие успеха и признания своим трудом, начинали с рядовой работы. Как, какими способами и средствами может оперировать учитель? Как говорится, нельзя не упоминать надобность денег, это всё равно, что планировать полёт на луну, не имея спутника. Конечно «перестройка» создала людям различные стартовые условия. Но успех самостоятельной жизненной позиции определяется целевой организацией, которая вырабатывается систематической работой не только с учебниками, но и работой в учебных мастерских.

Заключение:

  1. Сохранение «незримой памяти», инстинкта, чувства родовой традиции, собственности дома и земли может быть обеспечено трудоустройством в своем регионе.
  2. Учебный предмет «технология» способствует мотивации предпринимательства и допрофессиональной подготовке школьников.
  3. «Община» и местные предприятия должны возглавить организацию улучшения условий жизни (досугом, спортом) и перспективой рекламы возможных туристических маршрутов.

Список литературы

  1. Хотунцев, Ю.Л. Образовательная область «Технология» в культурносообразной школе» [Текст]. / Ю.Л. Хотунцев // Технология, экология, естественнонаучная картина мира. – М.: «Эслан», 2002. – с. 112–127.
  2. Технология обучения школьников и профессиональное образование в России и за рубежом [Текст]. / Материалы VIII м/к . Ч.1. Новокузнецк, 2013.-230 ст.
  3. Ключевский В.О. Спецальные курсы. Сочинение в девяти томах. Т.VI. Лекция II и XIV [Текст]. / . – М.: «Мысль», 1989.
  4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства [Текст]. / . – Брянск: БГПИ, 1984. – 117с.
  5. Какабадзе З.О. Режисёр видео-версии проекта лекций «Мир Психологии – Психология – в Мире». / З.О. Какабадзе. – М.: Академия педагогических и социальных наук. – 2002.
  6. Фильдштейн, Д. И. Введение в психологию. Видеозапись лекций. – М.: МПСИ. – 1999.
PDF