Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ТЕХНОЛОГИЯ ШЭДОУИНГА В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ

Авторы: А. А. Кошелева, С. В. Кузнецов
Раздел: Модернизация профессионального образования

УДК 37.02

А. А. Кошелева, С. В. Кузнецов

A. A. Koshelev, S. V. Kuznetsov

ТЕХНОЛОГИЯ ШЭДОУИНГА В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ

TECHNOLOGY SHADOWING IN THE PREPARATION OF TEACHERS

Аннотация. В статье рассматривается вопросы использования технологии шэдоуинг в образовании педагогов. Рассмотрены качества субъектов шэдоуинга, необходимые для более эффективного использования данной технологии. Предложены сферы применения шэдоуинга в педагогическом образования.

Abstract. The article deals with the use of job shadowing technology in the education of teachers. The qualities of the subjects of shadowing necessary for more effective use of this technology are considered. Areas of application of shadowing in pedagogical education.

Среди множества новых способов подготовки профессионалов есть один очень интересный, с одной стороны, достаточно древний, а с другой стороны, практически инновационный. Это, так называемый «шэдоуинг». Некоторые источники используют написание «шедоуинг», некоторые оставляют термин не переведенным «shadowing».

Название происходит от английского «shadow» – тень. Принцип простой: молодой специалист «приклеивается тенью к мастеру» и следует за ним везде. Затем они вместе рефлектируют прожитый отрезок рабочего времени.

Сам метод имеет богатую историю, до его теоретического осмысления и доведения до уровня технологии. Он являлся одним из основных методов обучения ремеслу в семейных артелях и в исторический период цеховой организации труда.

В конце XX века этот метод получает свое «второе рождение». Появляются теоретические и технологические разработки по его внедрению и применению.

Чем же шэдоуинг как метод отличается от простого наблюдения за работой мастера, чем периодически занимается каждый человек, который хочет вырасти профессионально? В основе шэдоуинга могут быть использованы различные схемы, приемы, процедуры. Принципиальным является – в четкая технологичность, последовательность трех основных этапов:

  1. Четкое планирование процесса шэдоуинга. Постановка цели, задач, процедур выполнения и т.д. На этом этапе могут создаваться схемы наблюдения, в соответствии с заданными объектом/ предметом наблюдения, поставленными задачами.
  2. Само следование (наблюдение), при котором «тень» просто внимательно наблюдает за действиями опытного профессионала. Вопросы задавать на этом этапе запрещено.
  3. Рефлексия в шэдоуинге имеет ряд особенностей: 1) в содержание рефлексии должны быть включены содержание обучения и действия всех участников наблюдаемого фрагмента образовательного процесса; 2) Педагог-мастер старается избегать оценочных суждений; 3) на начальном этапе рефлексии, педагог-мастер старается получить от обучающегося феноменологическое описание наблюдаемого им процесса; 4) наблюдаемые феномены соотносятся с теоретическими знаниями обучающегося; 5) на конечном этапе рефлексии даются оценки не только на основании теоретических знаний, но и личностные, которые будут способствовать выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Инициатором шэдоуинга может быть руководство организации, в которой происходит обучение. Наверное, это лучший вариант. Есть руководители, которые теоретически не знают об этом способе, но в ходе своей профессиональной деятельности самостоятельно его переоткрыли и используют для быстрой и качественной подготовки молодых специалистов. В данном случае можно повысить эффективность методики, включив ее в содержание курсов повышения квалификации для директоров и завучей образовательных учреждений. К сожалению, большинство руководителей даже не догадываются о существовании данного способа и о его преимуществах.

Инициатором данного способа обучения может быть сам опытный педагог, заинтересованный в подготовке молодых кадров. Один из авторов данной статьи, в начале своей педагогической карьеры познакомился с таким мастером, который «таскал» его за собой повсюду. Спрашивал об увиденном и об оценке увиденного. Обучал рефлексии педагогических ситуаций и способов организации образовательного процесса. Терпеливо объяснял многие тонкости педагогического мастерства, обращал внимание на незамеченные моменты. Данная практика во многом ускорила процесс вхождения в педагогическую профессию. Сформировала собственный, индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Инициатором шэдоуинга может быть сам обучающийся. Многие молодые люди, готовящие себя к профессии, практически готовы к такому «следованию тенью». Многих останавливает некоторая «стеснительность», нерешительность. Педагогический ВУЗ в данном случае может легко улучшить ситуацию, просто сообщая на аудиторных занятиях по педагогике и методике преподавания о данном способе обучения и давая рекомендации по его организации.

Один из авторов данной статьи, в период работы в Кузбасской педагогической академии, обсуждал со студентами на аудиторных занятиях по методике профессионального обучения, данный способ. В последствии некоторые студенты, стали инициаторами собственного обучения методом шэдоуинга на педагогической практике. Большинство из них отметили, что данный способ, не заменяя другие, дает некоторые преимущества.

Этот способ, в настоящее время, слабо описан как теоретически, так и практически. Попробуем сделать ориентировочную основу действий для шедоуинга.

Во-первых, подбор субъектов шэдоуинга. Какими качествами должен обладать мастер, чтобы шэдоуинг проходил наиболее успешно.

  1. Профессиональное мастерство. Уровень профессионального мастерства следует проводить с точки зрения работодателя
  2. Способность описывать свои действия. Конечно, есть мастера своего дела, которые естественным способом, по ходу жизни, научились четко и внятно объяснять, что они делают и зачем. Но нам необходима технология, которая позволяет большому количеству мастеров (а среди них есть такие, которые делают хорошо, но объяснить, что делают, не могут).
  3. Способность к рефлексии. Понятно, что многие вещи мастер делает интуитивно, бессознательно обобщая свой эмпирический опыт. Иногда это находки, которые в последствии потребуют теоретического осмысления. А может быть лягут в основу новой теории или технологии. А иногда, это ложные стереотипы, от которых необходима каким-то образом избавляться. Все это возможно только при наличии рефлексивных способностей мастера. Его желания рефлектировать. Ну и, конечно, некоторая открытость. Многие педагоги, обладая высоким уровнем рефлексии, не очень охотно выставляют это на показ.

Какими качествами должен обладать обучающийся, находящийся в процессе шэдоуинга, чтобы процесс происходил наиболее эффективно?

  1. Высокий уровень доверия. Очень важный момент, для подбора пар «мастер – ученик» для данного способа профессиональной подготовки. Потому что, если ученик не доверяет своему мастеру, то, соответственно он подсознательно будет сопротивляться обучению. Конечно, мастер педагогики может использовать это сопротивление в качестве движущей силы процесса обучения, но это особая тема, требующая дополнительный временных и интеллектуальных затрат.
  2. Способность описывать увиденное. Этому надо отдельно учить, часто еще до того, как ученик войдет в процесс шэдоуинга. Кроме того, обучение описанию будет происходить во время самого процесса и это тоже необходимо технологизировать.
  3. Смелость. Очень важный момент. Частично он обеспечивается высоким уровнем доверия. Естественно, что практически все ученики, в какие-то моменты не доверяют мастерству учителя. Иногда это следствие недостаточного опыта и теоретической подготовки. Иногда ученик прав. И в том и другом случае, такие моменты необходимо проговаривать и рефлектировать. Не каждый ученик находит в себе смелости высказать свои сомнения и тогда это остается непроработанным материалом, недостатком в подготовке.

Области применения шэдоуинга в процессе подготовки молодых педагогов достаточно разнообразны. Эту технологию стоит более широко применять в процессе профориентации. На профессиональный выбор авторов данной статьи, в частности повлияло «следование тенью» за собственными родителями в их профессиональной педагогической деятельности. Педагогические вузы могут взять на вооружение эту технологию в работе со старшеклассниками, организуя процесс шэдоуинга как в школах, так и на своей базе.

В советский период была попытка организовать непрерывную педагогическую практику, в ходе которой студенты на первом этапе наблюдали за действиями педагогов в ходе процессов обучения и воспитания. Не будем здесь вдаваться в анализ причин, почему это начинание не получило должного развития. Но если начать практическое знакомство с педагогической деятельностью на основе хорошо простроенного шэдоуинга, то это может решить много проблем связанных и с профессиональным самоопределением, и с профессиональным самосовершенствованием.

Студенты старших курсов часто находят работу. К сожалению, часто не по профилю получаемой специальности. Мы предполагаем, что технология шэдоуинга может привлечь старшекурсников педагогических ВУЗов к работе в школе. Те же студенты, которые находят себе работу по профилю, неизбежно сталкиваются с трудностями, о которых невозможно ни рассказать на аудиторных занятиях, ни отработать на педагогических практиках. «Следование тенью» за опытным педагогом, до начала собственной педагогической деятельности, помогут справиться с некоторой частью таких проблем, тем самым облегчая процесс вхождения в профессиональную деятельность.

«Обратный шэдоуинг»

Кроме классического шэдоуинга, мы использовали в нашей практике процесс «обратного шэдоуинга». Описания данного процесса мы не нашли в доступных источниках. Следует сразу оговориться: наблюдение мастера за работой молодого специалиста – используется практически всегда. Это происходит в процессах стажировки, наставничества, супервизии. Но мы имеем ввиду нечто другое – изначально другая установка наблюдения. Мастер наблюдает за работой молодого специалиста, исходя из рамок «как будто я ученик, а молодой специалист – мастер». То есть тем самым добровольно покидая «пьедестал своего величия и всезнайства», входя в состояние незнания.

Данная позиция оказывается выгодной и для профессионала с большим опытом, и для того, кто только осваивает высоты своей профессии.

В корне меняется и позиция «обучающегося». Во-первых, он работает в рамках «как если бы я был мастером», что повышает мотивацию, самооценку, дает большую уверенность в действиях.

Технология шэдоуинга за рубежом приобретает все большую популярность вследствие своей малой затратности и высокой эффективности. В России она развивается медленней. Текстовые источники об этой технологии на русском языке имеют справочный, обзорный характер. Но эмпирического материала в наших образовательных учреждениях по применению шэдоуинга накопилось достаточно, чтобы начать делать некоторые эмпирические обобщения, а затем создавать серьезную теоретическую базу для совершенствования технологии.

Список литературы

  1. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://en.wikipedia.org/wiki/Shadowing (дата обращения: 25.11.2015)
  2. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://en.wikipedia.org/wiki/Job_shadow (дата обращения: 25.11.2015)
  3. Mason, S. Planning and Implementing Youth Apprenticeship and Work-Based Learning [Текст]. / S. Mason. – Madison, WI: University of Wisconsin, 1995.
  4. Elash, D. Long G Shadowing for Leadership Development [Текст]. / D. Elash. – 2002.
Теги: шэдоуинг, структура технологии шэдоуинга, качества субъектов шэдоуинга, shadowing, structure of shadowing technology, quality of the subjects of shadowing

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация