Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

Автор: Т. В. Мышекоп
Раздел: Общие проблемы педагогики

УДК 371

Т. В. Мышекоп

T. V. Myshekop

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

FORMATION OF THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF TEACHING TECHNOLOGY IN 8 CLASS

Аннотация. Статья посвящена формированию профессионального самоопределения школьников в процессе обучения технологии; рассматривается учебная программа по технологии, анализируются разделы и трудовая деятельность детей.

Abstract. The article is devoted to the formation of pupils’ vocational self-identification in the process of teaching Technology , an educational programme in Technology is considered, units and pupils` working activity are analysed.

В условиях современного общества, при трудоустройстве на работу, требуются квалифицированные специалисты, дисциплинированные, легко обучаемые, стрессоустойчивые люди. Они должны качественно выполнять свою работу, быстро ориентироваться в сложившихся ситуациях и принимать соответствующие решения, быть конкурентоспособными, проявлять творческий подход в достижении поставленных целей.

Именно такого человека должна подготовить современная школа. Школа дает определённый багаж знаний, необходимый для успешной трудовой деятельности. Она формирует у учащихся такие умения и качества, которые не только повлияют на выбор профессиональной деятельности, но и помогут достичь определенных высот в работе в дальнейшем.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором своего будущего трудового пути. Старшекласника привлекают десятки престижных профессий. Каждый пятый находится в своих заблуждениях, неопределенности по поводу будущей карьеры [1]. Таким образом, удачное профессиональное самоопределение учащихся является одной из ступеней на пути к успешности во взрослой жизни [2].

Множество разработанных тестов помогают нам определить направление в выборе профессии данное от природы, а также наша жизненная практика подталкивает нас помимо способностей еще и к выбору профессии, наиболее приятной и интересной, дела «для души».

Для того, чтобы выявить мотивы, которые движут старшеклассниками при выборе профессии, а так же для того чтобы проанализировать степень определенности в выборе будущей карьеры подростками, был проведен опрос. Опрос проводился среди школьников 8-х классов в МБОУ «СОШ № 41». Обработав полученные ответы, мы получили следующие данные:

56 % – школьников не имеют представления о своей будущей профессиональной деятельности;

28 % – находятся в выборе нескольких профессий, но их выбор склоняется к более оплачиваемой профессии;

16 % – точно знают, куда и кем они пойдут работать и в какой области они будут больше всего востребованы.

Таким образом, процент респондентов, которые целенаправленно и осознано строят свою жизнь крайне мал. Большинство старшеклассников учатся, не понимая, как те или иные знания будут влиять на их будущее.

Причина сложившейся ситуации – это недостаточная подготовка учащихся к самостоятельному осознанному выбору профессиональной деятельности. Исправить сложившуюся ситуацию можно различными методами, однако на наш взгляд особую роль в профессиональном самоопределении подростков играет такой предмет как технология. Этот предмет даёт наибольшие возможности для подготовки школьников к профессиональному самоопределению.

Технология может раскрыть учащегося с разных сторон, научить таким вещам, которые обязательно будут востребованы в быту, в жизни: умение готовить, мастерить из различных материалов, шить, вязать, вышивать, украшать свой дом и др.

Теоретическую часть уроков технологии можно использовать для знакомства учащихся с различными отраслями хозяйства, с профессиями в области материального производства [2].

В ходе выполнения трудовой практики у учащихся развиваются многие нравственные качества, которые помогают не только саморазвитию личности, но и успешной трудовой деятельности: организованность, дисциплинированность, коллективизм, товарищеская взаимопомощь, креативность и др.

Если эта работа в команде, то она формирует у школьников чувство долга и ответственности за порученное дело. Труд воспитывает волю и уверенность в себе, побуждает инициативу, стимулирует творчество.

При работе в группах, у них вырабатывается своя система работы, интеграция своего и чужого опыта в деятельности, своя точка зрения, и, наконец, своё понимание данной проблемы и пути её решения.

Учебная программа по технологии предусматривает творческую деятельность учащихся. Также, выполнение практических работ на уроках технологии должно включать элементы производственного характера, что поможет познакомить школьника с содержанием и условиями труда по ряду профессий [2].

Особым потенциалом по формированию профессионального самоопределения у школьников обладает раздел школьной программы «Современное производство и профессиональное образование». На этих уроках ребята знакомятся с миром различных профессий, проходят психологические тесты для выявления своих способностей и склонностей к той или иной деятельности. Учитель знакомит детей с рядом образовательных учреждений, в которых можно продолжить своё обучение после окончания 9 или 11 классов. Эта информация может стать ключом к будущей карьере и успешной трудовой деятельности.

На профессиональное самоопределение школьников также повлияет изучение других разделов в предметной области «Технология». Например, после изучения «Семейной экономики», ученик научится распределять денежные средства, познакомится с предпринимательской деятельностью, научится создавать рекламу, читать штрих-коды и т. д., т. е. умения, которые сделают повседневную жизнь понятнее и проще.

При изучении раздела «Черчение», ребята отточат свои навыки в написании красивым чертежным шрифтом, что, несомненно, пригодится в дальнейшей жизни, поскольку подобные упражнения помогают развитию глазомера, точности и координации движений, мелкой моторики, аккуратности. Научатся вычерчивать различные фигуры, выставлять размеры, познакомятся с ГОСТами и профессиями, напрямую связанными с черчением.

Технология – это жизненный предмет. Изучение тем и разделов этого предмета оставят свой отпечаток в жизни каждого человека. Девочки знакомятся с различными видами вышивки, изучают электротехнику, расписывают деревянные заготовки, изготавливают обереги, готовят блюда национальной кухни. Попробовав себя раз на занятиях технологии, в роли повара, может быть кто-то найдет в этом занятии призвание всей жизни.

В процессе работы ученики познают свойства материалов, учатся находить оригинальные решения, знакомятся с ранее неизвестными инструментами, учатся самостоятельно создавать поделки [3].

При изготовлении шорской куклы – скрутки, дети почувствуют себя дизайнерами – модельерами. Они самостоятельно подберут ткань, цветовую гамму для наряда, выберут способы обработки платья, скомбинируют рисунок на платье из шорских орнаментов и рисунков. Все это повлияет на качество и внешний вид работы в дальнейшем, поможет кому-то из учеников раскрыть в себе заложенные природой таланты, выбрать из тысячи именно эту профессию.

Кроме того предмет технологии успешно интегрирует учащихся в современный мир коммуникативно-компьютерных технологий. Если учащийся по какой-либо причине пропустил занятие, то у него есть возможность зайти в личный блог учителя, посмотреть материалы к этому уроку самостоятельно. В случае, если нужно узнать тему следующего урока и отметки, полученные в течение определенного периода, то ученик обращается к электронному журналу. Все интересующие вопросы ребята могут обсудить с учителем дистанционно, с помощью различных программ и приложений (почты, блога, электронного журнала и т. д.). Все это дисциплинирует детей, учит самостоятельности, развивает навыки работы с компьютером.

Подводя итог, отметим, что уже в конце учебного года у школьника 8 класса должно сформироваться четкое представление о том, какую сферу деятельности он выберет, какое образовательное учреждение ему нужно для этого закончить. К какой профессии у него больше всего «лежит душа» и востребована она на рынке труда Кемеровской области? Или в другой области, на территории которой он будет жить и работать в дальнейшем.

Список литературы

  1. Профессиональное самоопределение школьников в процессе изучения технологии обработки ткани [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.directeducation.ru/powin-1042.html (дата обращения 16.12.16)
  2. Профессиональное самоопределение школьников в процессе обучения технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : file:///C:/Users/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%8F/Downloads/%D0%A2%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%8B_%D0%9D.%D0%95.%20%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20(2).pdf (дата обращения 16.12.16)
  3. Мышекоп, Т. В. Духовное и нравственное воспитание молодежи через возрождение традиционных ремесел и промыслов. Проблемы модернизации профессионального образования в ХХI веке (2 часть) [Текст]. / Т. В. Мышекоп, А. А. Батищев. – Новокузнецк, 2013. – 207 с.
  4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]. / С. И. Ожегов. – М.: Советская энциклопедия, 1973. – 917 с.
Теги: предметная область, технология, методы обучения, самоопределение, учебная программа, трудовая деятельность, subject area, technology, teaching methods, self-determination, curriculum, work activity

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация