ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел: Колонка редактора

Журнал: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

27 декабря 2016 г.

Авторы: Ростовцев Альберт Николаевич

А. Н. Ростовцев

A. N. Rostovcev

ПРЕДИСЛОВИЕ

FOREWORD

Аннотация. Вступительная статья редактора.

Annotation. Introductory article of the editor.

 

Опыт проведения конференций по проблемам технологического обучения школьников и модернизации профессионального образования в РФ и за рубежом, проводимых в НФИ КемГУ, показал, что проблемы вызывают значительный интерес ученых и практических работников образовательной сферы. На каждой конференции заслушивается от тридцати пяти до пятидесяти докладов на пленарных и секционных заседаниях, авторами которых являются доктора и кандидаты наук, преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты Российских образовательных учреждений и зарубежных университетов.

Интересы докладчиков разнообразны – от проблем обучения и воспитания дошкольников и учащихся общеобразовательных учреждений до подготовки высококвалифицированных, компетентных, конкурентоспособных специалистов (рабочих, техников, инженеров и др.).

Очно-заочный формат проведения конференций позволяет принять в них участие всем желающим – Российским и зарубежным ученым и практическим работникам образования. Так, участие в XI Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом» приняли участие 13 известных ученых из зарубежья, представляющих академию педагогических наук Казахстана, в лице ее президента академика А. К. Кусаинова, университеты Беларуси, Болгарии, Грузии, Канады и Польши, более сорока ученых, преподавателей из вузов и образовательных учреждений СПО России (в т. ч. девять докторов и профессоров, одиннадцать кандидатов наук, доцентов), учителей школ, воспитателей детских садов, аспирантов, магистрантов и студентов.

На пленарных и секционных заседаниях было заслушано и обсуждено 38 докладов, в том числе обзорные доклады по материалам, представленным отсутствующими докладчиками.

На этот раз наибольший интерес аудитории вызывала работа секции «О новых подходах к технологическому обучению школьников и подготовки учителя технологии». Это связано с тем, что Президент России В. В. Путин на съезде машиностроителей сделал заявление: «Мы много делаем для развития дополнительного образования в технической сфере. Нам нужно, безусловно, подумать и о том, как качественно изменить преподавание школьного предмета "Технология", чтобы ребята могли закрепить базовые знания, полученные при изучении физики, химии, других предметов в практической, проектной деятельности. И ключевой вопрос – это оборудование для обучения. Конечно, подготовка учителей не менее важна. Просил бы Минобрнауки совместно с Союзом машиностроителей, другими деловыми и профессиональными объединениями представить свои предложения на этот счет. Здесь тоже очень важно сочетать ваши возможности и возможности государства.». После чего, было дано поручение Президента РФ следующим лицам: Д. В. Ливанову, С. В. Чемезову, А. С. Никитину, Р. Н. Уразову; и установлен срок его выполнения – 01.09.16 г.

Комиссия по разработке концепции школьного технологического образования, назначенная бывшим министром Д. В. Ливановым, под руководством директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Д. Н. Пескова вывесила в Internet одну из как минимум четырех имеющихся концепций, разработанную А. Л. Семеновым и С. А. Ловягиным, для обсуждения и замечаний.

На конференции рекомендуемая концепция подверглась резкой и разносторонней критике. Было отмечено, что в ней не нашлось места материальным технологиям, забыты материаловедение, электротехника, машиноведение, не предусмотрена вариативность и т. д. При этом предлагается уроки технологии подменить информационными технологиями (что, кстати, уже давно делается в некоторых школах России), но с некоторыми намеками на технологическую направленность. Кстати, необходимость применения материальных технологий в учебном процессе подчеркивается и докладчиками Второй конференции Всемирного союза образования производителей (World Maker Education Alliance).

Следует отметить, что авторы концепции никогда не занимались проблемами технологического образования, как и руководитель рабочей группы, который в г. Сочи в докладе о модернизации школьного урока технологии заявил о необходимости обучения технологии проводить на базе сквозного изучения робототехники и использовать на уроках agile-методы – гибкую методологию разработки программного обеспечения. Пригодны ли данные методы для проведения уроков технологии, аргументов не приводится.

Обсуждались так же концепции, разработанные профессором МПГУ Ю. Л. Хотунцевым, профессором ЯГПУ Л. Н. Серебренниковым, учеными РАО. Эти концепции получили поддержку участников конференции. Наиболее фундаментально выглядит концепция РАО, в ней прописаны в т. ч. Организационные условия перехода «на новые рельсы», «дорожная карта» и т. д. все выступающие отмечали, что ее отдельные разделы могут быть дополнены и объединены с предложениями авторов двух вышеназванных концепций. Концепции Ю. Л. Хотунцева и Л. Н. Серебренникова также заслуживают пристального внимания. При всех различиях этих трех концепций основные направления их предложений совпадают: обучение технологии с 1 по 11 класс, вариативность, обязательно-материальные технологии, общетехническая подготовка и др. Уделяется внимание и применению информационных технологий в прикладном значении. Появилась надежда на скорую доработку новой концепции, ее обсуждение и принятие. Обнадеживает единый подход авторов к ведению уроков предметной области «Технология» с 1 по 11 класс, к ее содержанию в плане материальных технологий, междисциплинарной интеграции и др. При таком подходе учитель технологии в школе будет иметь полную нагрузку (больше, чем на 1,0 ставку), что тоже немаловажно, т. к. ныне урезание часов вместе с технологией в младшей и старшей школе, замене уроков технологии информатикой и информационными технологиями приводит к тому, что учитель технологии в ряде школ работает не на полную ставку или нагружается часами по другим предметам. Все это больно бьет по качеству технологического образования школьников, по их ориентации на правильный выбор профессии.

Во втором разделе сборника размещены статьи, посвященные вопросам повышения качества общего среднего, среднего и высшего профессионального образования, педагогическим аспектам развития коммуникаций, формирования коммуникативных компетенций учителя, формирования творческой личности, процессам социализации студентов СПО с позиций информационных процессов, профессионального самоопределения школьников и др. Следует отметить, что в работе данной секции приняли участие большинство представителей зарубежных университетов (Беларуси, Болгарии, Канады, Польши) и АПН Казахстана.

В разделе III сборника опубликованы статьи, посвященные модернизации профессионального образования (среднего и высшего). Рассмотрены вопросы подготовки магистрантов к итоговой государственной аттестации через научно-исследовательскую работу, а также организации процесса обучения магистрантов строительного направления с учетом индивидуального стиля обучения, вопросы междисциплинарной интеграции в процессе формирования компетенций, анализу опыта подготовки специалистов по информационным системам в соответствии со стандартами WORLDSKILLS по формированию компетенции «WEB-разработка», применению современных компьютерных технологий в преподавании начертательной геометрии и графики и др.

Активное обсуждение заявленной тематики на XI конференции показало, что время не стоит на месте, и каждый год на конференциях в сфере технологического обучения школьников, подготовки учителей технологии, общего и профессионального образования, дошкольной педагогике и т. д. появляются весьма содержательные научные доклады, описывающие новые методические разработки, применение эффективных педагогических технологий, результаты экспериментальных исследований по междисциплинарной интеграции, по инновационным методам обучения школьников и студентов и др. Это подтверждает необходимость проведения конференций по вышеуказанной тематике, тем более, что участие в них ученых из разных стран позволяет оценить перспективы переноса и адаптации результатов психолого-педагогических исследований зарубежных ученых в практическую деятельность работников образования России.

В работе XI Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное обучение в России и за рубежом» приняли участие 13 ученых из зарубежных стран (Беларусь, Болгарии, Грузии, Казахстана, Канады, Польши), ученые из РАО, преподаватели вузов и образовательных учреждений СПО, учителей средних школ, аспирантов, магистрантов, студентов в количестве 59 человек.

PDF